Официальные разъяснения

Официальные разъяснения

Разъяснения уполномоченных органов по вопросам применения законодательных норм.

Показать все
14 мамыр 2024  года 14 мамыр 2024 года
Трудовое право

О продолжительности рабочего времени и учебной нагрузке педагогов

Казахстанский отраслевой профсоюз работников образования и науки
В закладки

Понятия «продолжительность рабочего времени» и «нормативная учебная нагрузка» не являются тождественными.

В соответствии с пп.47 п.1 Ст.1 Трудового кодекса Республики Казахстан (далее – ТК РК) рабочее время - это время, в течение которого работник в соответствии с актами работодателя и условиями трудового договора выполняет трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с ТК РК, иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан, коллективным договором, актом работодателя отнесены к рабочему времени.

Что касается учебной нагрузки, то для некоторых категорий педагогов в соответствии с п.4 Ст.8 Закона РК «О статусе педагога» для исчисления месячной заработной платы устанавливается нормативная учебная нагрузка в неделю на одну ставку. 

ВНИМАНИЕ! Учебная нагрузка является лишь нормируемой частью рабочего времени, поскольку должностные обязанности педагога не ограничиваются только выполнением нормируемой работы. 

Например, принятая за расчетную единицу при оплате труда учителя норма часов преподавательской работы 16 часов в неделю не означает, что вся другая педагогическая работа (подготовка к учебным занятиям, проверка письменных работ, индивидуальная работа с обучающимися, работа с родителями, участие в работе методических объединений, заседаний педагогического совета, общешкольных мероприятий и др.) не является рабочим временем. Таким образом, учебная нагрузка является составной частью общей продолжительности рабочего времени педагога.

Согласно п.2 Ст.12 Закона РК «О статусе педагога» особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагога определяются Правилами, утверждаемыми уполномоченным органом в области образования по согласованию с уполномоченными органами соответствующей отрасли.

Согласно п.4 Правил определения особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогов, утвержденных приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 21 апреля 2020 года № 153 (далее - Правила), для педагогов устанавливается рабочее время исходя из нормальной продолжительности рабочего времени согласно ТК РК.

В соответствии с п.3 Правил рабочее время педагогов в зависимости от занимаемой должности, а также типа и вида организаций образования включает: 

  • учебную (преподавательскую) и воспитательную работу
  • индивидуальную работу с обучающимися
  • научную, творческую и исследовательскую работу, предусмотренную должностными обязанностями и (или) планами учебно-воспитательной работы

п.1 Ст.68 ТК РК определено, что нормальная продолжительность рабочего времени не должна превышать 40 часов в неделю. Таким образом, общая продолжительность рабочего времени педагога должна соответствовать общеустановленным требованиям и не может превышать 40 часов в неделю за одну ставку в соответствии с законодательством РК. 

Следует учитывать, что п.6.1 Отраслевого соглашения о социальном партнерстве по установлению условий труда, занятости и социальных гарантий для работников сферы просвещения на отраслевом уровне на 2024-2026 годы для педагогов (кроме руководителей организаций и их заместителей) установлена сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

п.140 Правил назначения на должности, освобождения от должностей первых руководителей и педагогов государственных организаций образования, утвержденных приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 21 февраля 2012 года № 57, определено, что количество часов на каждого педагога при вакантных должностях не может быть больше полутора ставок педагога. Автор указанной нормы исходит из того, что продолжительность рабочего времени ограничивается нормами ТК РК. Как правило, с работником, прошедшим конкурсный отбор, трудовой договор заключается на выполнение трудовых обязанностей на одну ставку. Между тем, нормами ТК РК разрешается выполнение дополнительной работы кроме работы по основной должности, которая может выполняться на условиях совмещения либо совместительства.

Совмещение представляет собой выполнение в течение установленной продолжительности рабочего времени наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой должности за дополнительную плату. Такая форма выполнения дополнительной работы для педагогов, которым устанавливается нормативная учебная нагрузка, неприемлема по объективным причинам (например, учитель не может одновременно проводить уроки в двух классах, воспитатель дошкольной организации не имеет возможности объединить две группы детей и т.п.).

Для этой категории педагогов наиболее удобной формой выполнения дополнительной работы является совместительство. Согласно пп.56 п.1 Ст.1 ТК РК совместительство – это выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время. При этом, продолжительность рабочего времени при совместительстве ограничивается трудовым законодательством. Так, согласно п.3 Ст.68 ТК РК суммарная продолжительность ежедневной работы по месту основной работы и работы по совместительству не должна превышать норму продолжительности ежедневной работы более чем на 4 часа (12 часов в сутки; 60 часов в неделю).

Достаточно часто на практике складываются обстоятельства, когда выполнение установленных ограничений по учебной нагрузке представляется невозможным. В целях разрешения данной проблемы п.4.13. Отраслевого соглашения о социальном партнерстве по установлению условий труда, занятости и социальных гарантий для работников сферы просвещения на отраслевом уровне на 2024-2026 годы Стороны соглашения договорились о том, что в связи с производственной необходимостью (неделимость учебного плана, временное отсутствие педагога и другие случаи) может допускаться нагрузка более чем 50%.

Обсуждения

Пока ни одного комментария, будьте первым!

Авторизация , чтобы оценивать материалы и писать комментарии.