Официальные разъяснения

Официальные разъяснения

Разъяснения уполномоченных органов по вопросам применения законодательных норм.

Показать все
13 мамыр 2022  года 13 мамыр 2022 года
Государственные закупки

О приобретении товаров, услуг, являющихся объектами интеллектуальной собственности из ОИ

Министерство финансов РК
В закладки

Источник: Блог Министра финансов РК Жамаубаева Е.К. (№ 737140 от 26.04.2022г.)

ВОПРОС: Может ли государственная организация осуществить государственные закупки способом из одного источника на основании подпункта 3 пункта 3 статьи 39 у Поставщика, который имеет вид объекта авторское право - произведение дизайна, например похвальная грамота?

 

ОТВЕТ: В соответствии с пп. 3 пункта 3 статьи 39 Закона РК «О государственных закупках» (далее – Закон), государственные закупки способом из одного источника путем прямого заключения договора о государственных закупках осуществляются в случаях приобретения товаров, услуг, являющихся объектами интеллектуальной собственности, у лица, обладающего исключительными правами в отношении приобретаемых товаров, услуг, а также работ по корректировке предпроектной или проектно-сметной документации у лица, разработавшего данную предпроектную или проектно-сметную документацию.

Вместе с тем, согласно пункту 1 статьи 41 Закона, государственные закупки товаров, работ, услуг способом из одного источника путем прямого заключения договора о государственных закупках по основаниям, предусмотренным пунктом 3 статьи 39 настоящего Закона, осуществляются в исключительных случаях, когда невозможно приобрести такие товары, работы, услуги иными способами, указанными в подпунктах 1), 2), 3) и 5) пункта 1 статьи 13 Закона. 

Пунктом 3 статьи 41 Закона предусмотрено, что заказчик не позднее десяти рабочих дней со дня заключения договора о государственных закупках обязан разместить на веб-портале государственных закупок отчет о государственных закупках из одного источника путем прямого заключения договора о государственных закупках по форме, определенной правилами осуществления государственных закупок. Отчет должен содержать следующее: 

1) сведения о должностном лице, принявшем решение о заключении договора о государственных закупках способом из одного источника путем прямого заключения договора о государственных закупках; 2) обоснование причин невозможности осуществления государственных закупок иными способами, указанными в подпунктах 1), 2), 3) и 5) пункта 1 статьи 13 Закона; 

3) обоснование выбора поставщика; 

4) обоснование цены заключенного договора о государственных закупках, а также иные условия договора о государственных закупках. 

При этом, согласно пункту 4 статьи 41 Закона, решение об осуществлении государственных закупок данным способом принимается первым руководителем заказчика либо лицом, исполняющим его обязанности, либо руководителем аппарата центрального государственного органа или иным осуществляющим полномочия руководителя аппарата должностным лицом. 

Лицо, принявшее решение об осуществлении государственных закупок данным способом, несет персональную ответственность за соблюдение принципов государственных закупок, предусмотренных подпунктом 1) статьи 4 Закона (п. 5 ст. 41 Закона). 

На основании вышеизложенного, с 1 января 2022 года государственные закупки товаров, работ, услуг способом из одного источника путем прямого заключения договора осуществляются в исключительных случаях, когда невозможно приобрести такие товары, работы, услуги способами конкурса, аукциона, запроса ценовых предложений, через товарные биржи. При этом, невозможность осуществления государственных закупок конкурентным способом обосновывается в размещаемом отчете о государственных закупках из одного источника путем прямого заключения договора. 

Таким образом, проведение закупок путем прямого заключения договора осуществляется решением первого руководителя заказчика либо лица, исполняющего его обязанности, либо руководителя аппарата центрального государственного органа или иного осуществляющего полномочия руководителя аппарата должностного лица, основанным на обосновании невозможности осуществления государственных закупок конкурентными способами. 

Вместе с тем, согласно позиции Министерства юстиции Республики Казахстан, норма подпункта 3) пункта 3 статьи 39 Закона вытекает из принципа соблюдения прав на объекты интеллектуальной собственности, содержащиеся в закупаемых товарах (п. 9 ст. 4 Закона). При этом необходимо понимать, что указанная норма предусмотрена для случаев, когда кроме как у лица, обладающего исключительными правами, закупить товар/услугу, являющиеся объектами интеллектуальной собственности, невозможно. То есть, норма о специальном порядке закупок объектов интеллектуальной собственности не является абсолютной. Для предотвращения злоупотреблений она должна применяться с учетом специфики товаров и услуг, на которые может распространяться правовая охрана, с пониманием основ регулирования прав интеллектуальной собственности. Кроме того, следует учитывать, что на рынке может быть несколько объектов интеллектуальной собственности, обладающих аналогичными или сходными характеристиками. В этом случае нельзя произвольно выбирать для заключения договора любого обладателя исключительных прав на определенный объект интеллектуальной собственности по любой цене. 

На основании принципа оптимального и эффективного расходования денег, используемых для государственных закупок, заказчик должен выбирать для закупки тот товар или услугу, которые имеют более низкую цену. 

Таким образом, учитывая, что на рынке имеется конкурентная среда по оказанию услуг оформления по определенному дизайну, полагаем, что приобретение таких услуг в рамках подпункта 3) пункта 3 статьи 39 Закона не допустимо. 

В этой связи, государственные закупки товаров, услуг, являющихся объектами интеллектуальной собственности осуществляются с учетом требовании статьи 41 Закона. 

Обсуждения

Пока ни одного комментария, будьте первым!

Авторизация , чтобы оценивать материалы и писать комментарии.