Официальные разъяснения

Официальные разъяснения

Разъяснения уполномоченных органов по вопросам применения законодательных норм.

Показать все
02 қараша 2022  года 02 қараша 2022 года
Государственные закупки

Способ закупки бензина и дизельного топлива, услуг телефонной и сотовой связи, услуг по доступу к сети Интернет

Министерство финансов РК
В закладки

Источник: Блог Министра финансов РК Жамаубаева Е.К. (№ 757918 от 27.10.2022г.)

ВОПРОС: Прошу разъяснить подробно указанные ниже аспекты законодательства РК о государственных закупках. 

Первый вопрос: В соответствии с п.1 ст.42 Закона РК "О государственных закупках" (далее - Закон), государственные закупки товаров через товарные биржи осуществляются в соответствии с законодательством Республики Казахстан о товарных биржах по перечню биржевых товаров в режиме двойного встречного аукциона. 

В соответствии с Приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 26 февраля 2015 года № 142 "Об утверждении перечня биржевых товаров" бензин и дизельное топливо относится к списку биржевых товаров. Соответственно, государственные организации должны проводить закуп бензина и дизельного топлива через товарные биржи.

Однако, в соответствии с п.1 ст.31-1 Закона государственные закупки способом конкурса с использованием рамочного соглашения осуществляются по перечню товаров, работ, услуг, утвержденному уполномоченным органом. В соответствии с Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 17 января 2022 года № 44 "Об утверждении перечня товаров, работ, услуг, по которым государственные закупки осуществляются способом конкурса с использованием рамочного соглашения", бензин и дизельное топливо относятся к перечню товаров, закупаемых способом конкурса с использованием рамочного соглашения. 

Каким способом государственные организации должны проводить закуп бензина и дизельного топлива? 

Второй вопрос: В соответствии с Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 17 января 2022 года № 44 "Об утверждении перечня товаров, работ, услуг, по которым государственные закупки осуществляются способом конкурса с использованием рамочного соглашения", к данному перечню также относятся услуги телефонной и сотовой связи, а также услуги по доступу к сети Интернет. Закуп по данному перечню проводит единый организатор закупок. 

Каким образом государственные организации должны подавать заявку на закуп данных товаров и услуг единому организатору?

 

ОТВЕТ: Относительно выбора способа осуществления закупок по нефтепродуктам.

Согласно пункту 2 статьи 5 Закона Республики Казахстан «О государственных закупках» (далее – Закон), на основании соответствующего бюджета (плана развития) или индивидуального плана финансирования заказчик разрабатывает и утверждает годовой план государственных закупок в порядке и форме, определенных правилами осуществления государственных закупок. 

В соответствии с подпунктом 3) части восьмой пункта 2 статьи 5 Закона, годовой план государственных закупок (предварительный годовой план государственных закупок) должен содержать сведения о способах и сроках осуществления государственных закупок. 

При этом, пунктом 1 статьи 13 Закона установлено, что государственные закупки осуществляются одним из следующих способов: 

1) конкурса (открытого конкурса, конкурса с использованием двухэтапных процедур, конкурса с предварительным квалификационным отбором, конкурса с использованием рамочных соглашений, конкурса с использованием рейтингово-балльной системы); 

2) на аукционах; 

3) запроса ценовых предложений; 

4) из одного источника; 

5) через товарные биржи;

6) через электронный магазин. 

Также, согласно пункту 2 статьи 13 Закона, заказчик определяет способ осуществления государственных закупок в соответствии с Законом, за исключением перечня товаров, работ, услуг, по которым способ осуществления государственных закупок определяется уполномоченным органом. 

Перечень товаров, работ, услуг, по которым способ осуществления государственных закупок определяется уполномоченным органом утвержден приказом Первого заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан – Министра финансов Республики Казахстан от 29 июля 2019 года № 798 является обязательным. 

В свою очередь, приказом Министра финансов Республики Казахстан от 17 января 2022 года № 44 утвержден Перечень товаров, работ, услуг, по которым государственные закупки осуществляются способом конкурса с использованием рамочного соглашения, в который включены услуги фиксированной телефонной связи, сотовой связи и по доступу к Интернету, а также бензин (АИ-92, АИ-95, АИ-98), дизельное топливо (летнее, зимнее, арктическое). 

Вместе с тем, статьей 42 Закона Республики Казахстан «О государственных закупках» (далее – Закон), установлено, что государственные закупки товаров через товарные биржи осуществляются в соответствии с законодательством Республики Казахстан о товарных биржах по перечню биржевых товаров в режиме двойного встречного аукциона. 

В случае, если годовые объемы государственных закупок товаров, включенных в перечень биржевых товаров, не превышают минимальный размер партии, предусмотренный в перечне биржевых товаров, заказчик вправе выбрать иной способ осуществления государственных закупок товаров. 

Так, в соответствии с приказом и.о. Министра торговли и интеграции Республики Казахстан от 28 декабря 2020 года № 312-НҚ с 1 марта 2021 года нефтепродукты включены в Перечень биржевых товаров (утв. приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 26 февраля 2015 года №142). 

В свою очередь, Данный Перечень предусматривает: 

- минимальные доли товаров, подлежащих обязательной реализации через товарные биржи и категории субъектов, на которых распространяется указанная обязанность (столбец – 7); 

- минимальные размеры поставочной партии товара, при равенстве или превышении которого, его реализация осуществляется только через товарную биржу (столбец 6). 

Таким образом, в Перечне отсутствуют минимальные размеры партии товаров, приобретаемые через товарную биржу. В этой связи, объем закупаемых товаров через товарные биржи не является критерием при выборе способа осуществления государственных закупок. 

В свою очередь, способ осуществления закупок выбирается заказчиком самостоятельно. При этом, согласно Примечанию к Перечню биржевых товаров, объем реализации бензина автомобильного, дизельного топлива и топлива для реактивных двигателей реализуемый через товарные биржи устанавливается уполномоченным органом в области производства нефтепродуктов в рамках плана поставок нефтепродуктов в соответствии с пунктом 7 статьи 18 Закона Республики Казахстан «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов» (далее - Закон). 

В соответствии с пунктом 7 статьи 18 Закона «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов», обязанность по реализации нефтепродуктов через товарные биржи возлагается исключительно на производителей нефтепродуктов и поставщиков нефти, включенных в план поставок нефтепродуктов, утверждаемым Министерством энергетики Республики Казахстан. В указанном плане поставок ежемесячно утверждаются объемы нефтепродуктов, которые данные лица обязаны реализовывать в том числе через товарные биржи. Вместе с тем, Приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 14 июля 2022 года № 241 внесены изменения в приказ Министра энергетики Республики Казахстан от 19 мая 2015 года № 361 "Об установлении предельных цен на розничную реализацию нефтепродуктов, на которые установлено государственное регулирование цен» (Приказ введен в действие со дня его первого официального опубликования и действует в течение ста восьмидесяти календарных дней) установлены предельные цены на розничную реализацию нефтепродуктов. В этой связи, при выборе способа проведения закупок необходимо учитывать наличие в Плане поставок нефтепродуктов на соответствующий месяц текущего года, размещаемом на сайте Министерства энергетики, реализацию нефтепродуктов через товарные биржи. 

На основании вышеизложенного, выбор способа осуществления закупок по нефтепродуктам является правом заказчика. 

Относительно осуществления конкурса с использованием рамочных соглашений.

Порядок осуществления конкурса с использованием рамочных соглашений определен Главой 12 Правил осуществления государственных закупок (утв. приказом Министра финансов от 11 декабря 2015 года № 648) (далее - Правила). 

Согласно подпункту 24) пункта 3 Правил, рамочное соглашение – соглашение, заключаемое между единым организатором и (или) организатором с потенциальными поставщиками по результатам проведения централизованных государственных закупок с целью последующего заключения договора между заказчиком и участником рамочного соглашения. 

В соответствии с пунктами 310-311 Правил, конкурс с использованием рамочных соглашений осуществляется в следующей последовательности: 

1) на первом этапе единым организатором по результатам проведения централизованных государственных закупок заключается рамочное соглашение с потенциальными поставщиками, соответствующими квалификационным требованиям и требованиям конкурсной документации; 

2) на втором этапе заказчики заключают договор о государственных закупках с участником рамочного соглашения, предложившим наименьшую цену. 

Конкурс с использованием рамочных соглашений осуществляется в соответствии с конкурсной документацией по государственным закупкам способом конкурса с использованием рамочного соглашения, согласно приложению 14 к Правилам. 

В соответствии с подпунктом 1) пункта 2 конкурсной документации по государственным закупкам способом конкурса с использованием рамочного соглашения (Приложение 14 к Правилам), конкурсная документация включает в себя наименование закупки и ориентировочный (планируемый) объем закупок согласно приложению 1 к конкурсной документации. 

Так, в приложении 1 к конкурсной документации указывается ориентировочный (планируемый) объем закупок и ориентировочный перечень заказчиков (находящихся в границах действия рамочного соглашения), планирующих закупить товар, работу, услугу с указанием основных условий поставок товаров (выполнения работ и оказания услуг). При этом, перечень заказчиков и объем закупок является ориентировочным. 

В зависимости от потребностей заказчиков объем закупок может меняться, как в сторону увеличения, так и уменьшения. 

Относительно определения единого организатора соответствующей административно-территориальной единицы сообщаем, что согласно пункту 318 Правил, при осуществлении второго этапа конкурса с использованием рамочного соглашения заказчики, находящиеся в границах соответствующей административно-территориальной единицы единого организатора, заключившего рамочное соглашение, посредством веб-портала направляют участникам данного рамочного соглашения запрос о предоставлении конкурсного ценового предложения по форме, согласно приложению 8 к конкурсной документации по государственным закупкам способом конкурса с использованием рамочного соглашения, в котором указываются условия поставки товара, выполнения работ и оказания услуг. 

В этой связи, единым организатором государственных закупок, осуществляющим первый этап государственных закупок с использованием рамочных соглашений, является тот единый организатор государственных закупок, который находится на соответствующей административной территориальной единице заказчика. 

Таким образом, заказчики, планирующие закупить товар, работу, услугу способом конкурса с использованием рамочного соглашения направляют сведения об ориентировочном (планируемом) объеме закупок единому организатору государственных закупок соответствующей административной территориальной единице заказчика.

Обсуждения

Пока ни одного комментария, будьте первым!

Авторизация , чтобы оценивать материалы и писать комментарии.