Официальные разъяснения

Официальные разъяснения

Разъяснения уполномоченных органов по вопросам применения законодательных норм.

Показать все
26 тамыз 2025  года 26 тамыз 2025 года
Трудовое право

Особенности педагогического труда: разъяснения по рабочему времени и нагрузке

Казахстанский отраслевой профсоюз работников просвещения, науки и высшего образования
В закладки

Труд учителя школы, преподавателя организации профессионального и технического образования, педагога дополнительного образования, воспитателей и некоторых других педагогов, - это не только проведение уроков или занятий. Это сложный и многогранный процесс, включающий в себя также подготовительные, организационные, воспитательные и другие виды деятельности.

Педагогическая работа имеет ряд специфических особенностей, присущих только ей. Педагог должен иметь точное понимание норм и правил, регулирующих его труд.

Задача настоящего материала дать детальные разъяснения о рабочем времени, учебной нагрузке и некоторых других вопросах, связанных с особенностями педагогического труда.

1. Рабочее время и учебная нагрузка

В Республике Казахстан вопрос рабочего времени педагогов регламентируется Трудовым кодексом (далее – Кодекс), Законом «О статусе педагога», Правилами определения особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагога, утвержденными приказом Министра образования и науки от 21 апреля 2020 года № 153, другими нормативными правовыми актами.

Некоторые педагоги, труд которых нормируется учебной нагрузкой, ошибочно считают, что продолжительность их рабочего времени определяется количеством часов фактической учебной нагрузкой. Нужно понимать, что учебная нагрузка и продолжительность рабочего времени – это не тождественные понятия.

Согласно пп.47 п.1 Ст. 1 Кодекса рабочее время – это время, в течение которого работник в соответствии с актами работодателя и условиями трудового договора выполняет трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с Кодексом, иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан, коллективным договором, актом работодателя отнесены к рабочему времени.

Учебная нагрузка - это нормируемая часть рабочего времени педагога, которая указывает на количество уроков (занятий), проводимых педагогом в течение недели. Она не определяет общую продолжительность рабочего времени и не включает в себя часы, отводимые на подготовку к занятиям, проверку письменных работ, изучение фактического учебного материала, участие в работе педагогического совета, методических объединений, работу с родителями и других видов работы, которые определяется квалификационной характеристикой по должности и трудовым договором.

Для исчисления месячной заработной платы педагогов, осуществляющих профессиональную деятельность в государственных организациях образования, устанавливается нормативная учебная нагрузка в неделю.

В соответствии с п.4. Правил определения особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагога, утвержденных приказом Министра образования и науки РК от 21 апреля 2020 года № 153, для педагогов устанавливается рабочее время исходя из нормальной продолжительности рабочего времени согласно Кодексу.

п.1 Ст. 68 Трудового кодекса определено, что нормальная продолжительность рабочего времени не должна превышать 40 часов в неделю. Следовательно, педагог, имеющий одну тарифную ставку, один должностной оклад, не может работать более 40 часов в неделю.

При этом следует учитывать, что п.6.1. Отраслевого соглашения о социальном партнерстве по установлению условий труда, занятости и социальных гарантий для работников сферы просвещения на отраслевом уровне на 2024-2026 годы (далее – Отраслевое соглашение) установлено следующее: «Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогов устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда. Сокращенная продолжительность рабочего времени не распространяется на руководителей организаций, их заместителей, на руководителей структурных подразделений.

В рабочее время педагогов в зависимости от занимаемой должности включается: учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная должностными обязанностями и (или) индивидуальным планом: методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, мониторинговая работа, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий с обучающимися».

Таким образом, рабочее время педагогов, для которых устанавливается нормативная учебная нагрузка, имеет определенные особенности. Оно состоит из двух частей:

- первая часть – время проведения занятий, которое может нормироваться и учитываться;

- вторая часть – время проведения другой педагогический деятельности, которая объективно не может нормироваться и учитываться.

Выполнение педагогической работы этими педагогами характеризуется наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической работы, связанной с преподавательской работой.

Выполнение другой части педагогической работы педагогическими работниками, осуществляется в течение рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов.

Другая часть педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу, требующая затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов, вытекает из их должностных обязанностей, предусмотренных уставом организации образования и правилами внутреннего трудового распорядка, квалификационными характеристиками, и регулируется графиками и планами работы.

Время осенних, зимних и весенних каникул, а также время летних каникул, не совпадающее с очередным отпуском, является рабочим временем педагогов и других работников организации. В эти периоды педагоги привлекаются работодателем к педагогической и организационной работе в пределах времени, не превышающего их учебной нагрузки до начала каникул.

График работы в каникулы утверждается приказом руководителя по согласованию с профсоюзным комитетом первичной профсоюзной организации. Для педагогов в каникулярное время, не совпадающее с очередным отпуском, может быть, с их согласия, установлен суммированный учет рабочего времени в пределах месяца.

В соответствии с п.6.4. Отраслевого соглашения «Часы, свободные от проведения занятий, дежурств, участия во внеурочных мероприятиях, предусмотренных планом организации образования (заседания педагогического совета, родительские собрания и т. п.), педагог вправе использовать по своему усмотрению».

Отраслевое соглашение согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Кодекса является правовым актом, определяющий содержание и обязательства сторон по установлению условий труда, занятости и социальных гарантий для работников отрасли.

В соответствии с п.2 Ст.154 Кодекса действие Отраслевого соглашения распространяется на государственные органы соответствующей сферы деятельности, работодателей, работников и их представителей. Это значит, что положения, установленные Отраслевым соглашением, обязательны для исполнения всеми, без исключения, участниками трудовых отношений соответствующей отрасли, вне зависимости от форм собственности, членства в объединениях работников и работодателей.

Представители Сторон несут административную ответственность за нарушение или невыполнение обязательств, предусмотренных Отраслевым соглашением, предусмотренную ст. 97 КоАП РК, в виде административного штрафа в размере 400 месячных расчетных показателей.

2. Максимальная нагрузка для педагогов

Педагоги, которым устанавливается нормативная учебная нагрузка, могут выполнять дополнительную работу. Для этой категории педагогов наиболее удобной, а зачастую единственно возможной, формой выполнения дополнительной работы является совместительство. Например, преподавание предмета в качестве дополнительной работы на условиях совмещения объективно невозможно, учитель не может одновременно вести уроки в разных классах.

Согласно пп.56 п.1 Ст. 1 Кодекса совместительство – это выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время. При этом продолжительность рабочего времени при совместительстве ограничивается трудовым законодательством.

Таким образом, максимальная учебная нагрузка педагога не может превышать полутора (1,5) ставок. Это ограничение установлено исходя из законодательно установленных Кодексом ограничений по продолжительности рабочего времени работника. Так, согласно п.1 Ст. 68 Кодекса предельная продолжительность рабочего времени в неделю - 40 часов, согласно п.4. Ст.71 продолжительность ежедневной работы не может превышать 8 часов. В соответствии с п.3 Ст.68 Кодекса суммарная продолжительность ежедневной работы по месту основной работы и работы по совместительству не должна превышать норму продолжительности ежедневной работы, установленную пунктом 4 статьи 71 Кодекса, более чем на 4 часа. (12 часов в сутки; 60 часов в неделю).

Достаточно часто на практике складываются обстоятельства, когда выполнение установленных ограничений по учебной нагрузке представляется невозможным. В целях разрешения данной проблемы п.4.13. Отраслевого соглашения Стороны соглашения договорились о том, что в связи с производственной необходимостью (неделимость учебного плана, временное отсутствие педагога и другие случаи) может допускаться нагрузка более чем 50%.

3. Распределение учебной нагрузки

Учебная нагрузка педагогам распределяется первым руководителем организации (либо лицом, его замещающим) на основании положительного решения педагогического совета в соответствии с п.3 Правил исчисления заработной платы педагогов государственных организаций, утверждённых приказом Министра образования и науки РК от 11 мая 2020 года № 191. Данный порядок распространяется на организации государственной формы собственности. В частных образовательных организациях распределением учебной нагрузки занимается лицо, уполномоченное на то собственником.

Ряд вопросов, связанных с распределением учебной нагрузки, регламентируется Отраслевым соглашением.

Объем учебной нагрузки педагогам устанавливается исходя из количества часов по учебному плану, учебным программам, обеспеченности кадрами, других конкретных условий в данной организации с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа организации образования.

Предварительное распределение учебной нагрузки на новый учебный год проводится тарификационной комиссией, создаваемой приказом руководителя организации, в состав которой обязательно вводится представитель профсоюзной организации. Тарификационный список утверждается первым руководителем организации. Объем учебной нагрузки педагога оговаривается в трудовом договоре и может быть изменен сторонами только посредством заключения дополнительного соглашения к трудовому договору.

В организациях частной формы собственности при установлении учебной нагрузки педагогам используется нормативная учебная нагрузка, установленная законодательством Республики Казахстан для государственных организаций образования.

При установлении педагогам, для которых данная организация является местом основной работы, учебной нагрузки на новый учебный год, как правило, сохраняется ее объем и преемственность преподавания предметов в классах, группах. Объем учебной нагрузки, установленный педагогам в начале учебного года, не может быть уменьшен по инициативе администрации в текущем учебном году, за исключением случаев уменьшения количества часов по учебным планам и программам, сокращения количества классов, групп.

В зависимости от количества часов, предусмотренных учебным планом, учебная нагрузка педагогов может быть разной в первом и втором учебных полугодиях.

Объем учебной нагрузки педагогов больше или меньше нормативно определенной законодательством устанавливается только с их письменного согласия.

Преподавательская работа лицам, выполняющим ее по совместительству помимо основной работы в той же организации, а также педагогам других образовательных организаций (включая работников органов управления образованием и учебно-методических кабинетов, центров) предоставляется только в том случае, если педагоги, для которых данная организация является местом основной работы, обеспечены учебной нагрузкой в объеме не менее, чем на одну ставку заработной платы.

Учебная нагрузка педагогам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до исполнения им возраста трех лет, устанавливается на общих основаниях и передается на этот период для выполнения временно другим работникам.

Учебная нагрузка на выходные и нерабочие праздничные дни не планируется.

Уменьшение или увеличение учебной нагрузки педагога в течение учебного года по сравнению с учебной нагрузкой, оговоренной в трудовом договоре или приказе руководителя организации, возможны:

а) по взаимному согласию сторон

б) по инициативе работодателя в случаях:

- уменьшения количества часов по учебным планам и программам, сокращения количества классов, групп

- временного увеличения объема учебной нагрузки в связи с производственной необходимостью для замещения временно отсутствующего работника (продолжительность выполнения работником без его согласия увеличенной учебной нагрузки в таком случае не может превышать одного месяца в течение календарного года)

- простоя, когда работникам поручается с учетом их специальности и квалификации другая работа в той же организации на все время простоя либо в другой организации, но в той же местности на срок до одного месяца (отмена занятий в связи с погодными условиями, карантином и в других случаях)

- восстановления органом, рассматривающим трудовой спор на работе педагога, ранее выполнявшего эту учебную нагрузку

- возвращения на работу женщины, прервавшей отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, или после окончания этого отпуска.

4. Расписание занятий, «окна», методические дни

Согласно п.6.3. Отраслевого соглашения «Составление расписания занятий осуществляется с учетом рационального использования рабочего времени педагога, не допускающего длительных перерывов между занятиями».

При составлении расписаний учебных занятий руководство организации образования обязано исключить нерациональные затраты времени педагогов с тем, чтобы не нарушалась их непрерывная последовательность и не образовывались длительные перерывы (так называемые «окна»), которые в отличие от коротких перерывов (перемен) между каждым учебным занятием, установленных для обучающихся, воспитанников, рабочим временем педагогов не являются.

Установление нескольких перерывов в рабочем времени педагога («окон»), в т. ч. перерыва, составляющего два и более часа подряд, противоречит трудовому законодательству. Такой режим работы может рассматриваться в качестве разделения рабочего времени на части (Ст.72 Кодекса) и предполагает компенсацию, порядок и размеры которой могут предусматриваться коллективным договором.

Обязательное установление учителям так называемого методического дня действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено. Методическими днями называют дни в расписании занятий, свободные для учителей от проведения учебных занятий. Между тем, включение таких дней в условия коллективных договоров и соглашений о социальном партнерстве не противоречит законодательству.

Обсуждения

Пока ни одного комментария, будьте первым!

Авторизация , чтобы оценивать материалы и писать комментарии.