Мақалалар

Мақалалар

Порталдың авторлық материалдары, оның ішінде Қазақстан Республикасының нормативтік құқықтық актілеріне негізделген материалдар. Материалды авторлық құқық иесінің рұқсатымен ғана пайдалануға рұқсат етіледі.

Барлығын көру
29 қыркүйек 2023 жыл 29 қыркүйек 2023 жыл
Кәсіпкерлік

Битва за бизнес: почему в США популярна модель, где владельцев франшизы жёстко отбирают, но при этом у них почти нет прав

Бетбелгілеу

Битва за бизнес: почему в США популярна модель, где владельцев франшизы жёстко отбирают, но при этом у них почти нет прав

Франшиза — это право вести деятельность под именем чужого бренда и использовать его технологии, которое можно купить. На практике это означает, что уже существующая компания “берёт под крыло” предпринимателя и разрешает ему вести бизнес от лица торговой марки. Продавца франшизы называют франчайзер, покупателя – франчайзи, а такую модель бизнеса в целом — франчайзингом.

В Америке франчайзи принадлежат большинство ресторанов быстрого питания. Вместо того, чтобы покупать и обустраивать новую недвижимость на собственные деньги, сетевые рестораны предлагают третьей стороне развивать ресторан и получать долю в бизнесе в обмен на часть выручки. 

Индустрия питания — самая конкурентная отрасль бизнеса; она также имеет самое большое количество инвестиций, самый высокий процент неудач и самую низкую доходность. Согласно ежегодным отчётам сетей ресторанов быстрого питания, коэффициент доходности у них совсем небольшой: от менее 1% (Pizza Hut) до 13% (KFC).

К примеру, покупка и развитие бизнеса по франшизе McDonald’s или KFC может стоить франчайзи до $2 млн. Но есть исключение: развитие ресторана сети Chick-fil-A, одной из старейших, крупнейших и наиболее прибыльных фастфуд-сетей в Америке, обойдётся всего в $10 тысяч.

Почему франшиза Chick-fil-A такая дешёвая? В этом разбирались авторы издания The Hustle. Их статью перевели VC.ru

Автор обращает внимание на отличия Chick-fil-A от остальных компаний, таких, как McDonald’s или KFC:

 

  • Активы франчайзи не имеют значения.
  • Очень низкий размер комиссии за передачу франшизы ($10 тысяч).
  • Низкий размер суммарного первоначального капиталовложения ($10 тысяч, значительно ниже, чем у других компаний).
  • Ставка роялти намного выше, чем у других компаний.


Для сравнения, в среднем чистая стоимость активов заявителя на право покупки франшизы в США должна составлять минимум $1 млн (половина которых должна быть ликвидной). Если заявку одобрили, первым делом франчайзи оплачивает комиссию за передачу франшизы — единовременную предоплату за право вести бизнес с той или иной компанией. В зависимости от бренда размер комиссии составляет от $15 тысяч (Subway) до $50 тысяч (Burger King).

Однако основную часть расходов составляют подготовительные работы, такие как приобретение недвижимости, строительство, покупка оборудования и инвентаря, а также проведение инвентаризации и других необходимых мероприятий до открытия ресторана. Плата за франшизу, в свою очередь, составляет лишь небольшую долю от общей суммы затрат. Финансовая ответственность за это лежит на франчайзи. 

Chick-fil-A, в отличие от франчайзи, покрывает все расходы, связанные с открытием нового ресторана, включая суммы от $343 тысяч до $2 млн. Франчайзи, в свою очередь, оплачивает только комиссию. Именно поэтому ставка роялти так высока. В то время как KFC берёт всего 5% от выручки, Chick-fil-A берет 15% от выручки, а также 50% от чистой прибыли. 

Почему Chick-fil-A выбрала такую модель? Это связано с тем, что выручка каждого их ресторана, в среднем за год, составляет $4,2 млн. Этот показатель является самым высоким среди всех сетей быстрого питания в Америке, в то время как KFC имеет выручку $1,2 млн, а McDonald's - $2,8 млн. Важно отметить, что все рестораны Chick-fil-A не работают по воскресеньям. Исходя из этих данных, 15% роялти могут составлять до $600 тысяч в год, без учёта дополнительных 50% от прибыли.

Согласно данным Chick-fil-A, около 60 тысяч человек ежегодно подают заявку на покупку франшизы. Одобряют при этом в среднем 80 человек. С показателем принятия 0,13% стать франчайзи Chick-fil-A сложнее, чем попасть в Стэнфорд (4,8%), получить работу в Google (0,23%) или Секретной службе (1%)

Какова цена франшизы

Журналисты Hustle исследовали данные 22 самых популярных американских сетей быстрого питания, чтобы получить представление о том, что ожидает владельцев франшиз с точки зрения инвестиций, обучения и вознаграждения. 

Они поговорили с дюжиной из них, чтобы получить представление о процессе.

Репортёры обнаружили, что многие ресторанные франшизы высшего уровня требуют от потенциальных владельцев пройти несколько раундов собеседований, часто в рамках подачи заявления они пишут эссе. Владельцы должны быть готовы посвящать работе 60 часов каждую неделю, а также демонстрировать способность “решать” любые возникающие повседневные проблемы. Хотя они получают часть (5 – 7%) дохода от ведения бизнеса, у них нет никакой доли или прав собственности; всё принадлежит исключительно компании. Более того, некоторым запрещено принимать участие в других бизнесах. 

Грубо: франчайзи в этом случае — не бизнесмен, а менеджер.

Люди, владеющие несколькими франшизами, могут зарабатывать миллионы. Но исследование, опубликованное Franchise Business Review, показало, что 51% франшиз индустрии питания зарабатывают менее $50 тысяч в год и всего лишь 7% зарабатывают $250 тысяч.

Талқылаулар

Әзірге жазбалар жоқ, бірінші болыңыз!

Авторизацияны өту , мазмұнды бағалау және пікір жазу үшін.