Новости и публикации

Новости и публикации

Всегда актуальная и полезная информация о событиях в разных сферах деятельности.

Показать все
14 ақпан 2020  года 14 ақпан 2020 года
Новости Правительства

Реализация Закона «О статусе педагога»

В закладки
Реализация Закона «О статусе педагога»

С января 2020 года вступил в силу Закон «О статусе педагога», который направлен на поддержку профессии школьных учителей и повышению престижа преподавательской деятельности. В Законе много новшеств, которые охватывают социальное и финансовое благосостояние казахстанских педагогов

 

"С 1 января 2020 года заработная плата учителей увеличивается на 25% и так поэтапно каждый год в течение 4 лет. Уже с 1 января текущего года все педагоги в регионах получили повышенную заработную плату. Мы получаем очень много положительных отзывов по этому Закону. Учителя реально почувствовали на себе поддержку государства, то, что они находятся под защитой государства, и все те поручения, которые были озвучены, выполняются в полном объеме", -  рассказала вице-министр образования и науки РК Бибигуль Асылова

На какие выплаты и льготы могут рассчитывать казахстанские учителя с 2020 года? Все ли педагоги могут получить социальные гарантии?

"Все социальные гарантии, которые предусмотрены на сегодняшний день в Законе «О статусе педагога», распространяются на тех педагогов, которые состоят в трудовых отношениях и осуществляют свою профессиональную деятельность в организациях дошкольного образования, общеобразовательных организациях, колледжах, специализированных организациях для детей и детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. То есть на всех педагогов, которые на сегодня осуществляют свою профессиональную деятельность, связанную с обучением и воспитанием. Что касается материальных стимулов, то помимо ежегодного увеличения заработных плат, предусматривается ряд мер, которые будут направлены также на повышение заработных плат работников. В течение 4 лет, по нашим подсчетам, заработная плата педагогов увеличится почти в 2,5 раза. Предусмотрен ряд новых доплат. Это — доплата за степень магистра. Такой доплаты нет ни в одной отрасли. Мы ее ввели для того, чтобы привлечь магистров в сферу образования и непосредственно в школы. Это мировая практика. К примеру, в странах ОЭСР доля магистров, работающих в школе, порядка 30-40%, то в Казахстане порядка 10%. Также впервые вводится новая доплата за наставничество. Она направлена на привлечение и закрепление молодых специалистов в школах. Педагоги с высоким стажем, большим опытом работы будут в течение одного года сопровождать молодого специалиста. Для самих наставников — это будет своего рода соревнование между опытными педагогами", - отвечает Б. Асылова

Педагог также может претендовать на поощрение со стороны государства. За какие работы учителя могут получить дополнительные выплаты?

"Учитывая пожелания педагогического сообщества, предложения депутатов, доплаты за проверку тетрадей и классное руководство были увеличены в два раза. Стоит отметить, что до 1 января 2020 года доплаты за профессиональное мастерство получали только учителя общеобразовательных школ. Закон «О статусе педагога» вводит единое понятие «педагог». Все те, кто ранее был приравнен к педагогическим работникам, их порядка 28 наименований, получают статус педагога. Это дает увеличение отпуска — с 42 до 56 дней, право на сдачу Национального квалификационного теста, по итогам которого он может получать надбавку за свое мастерство. До 1 января 2020 года такую надбавку получали порядка 300 педагогов, то теперь это контингент расширяется до 100 тыс. человек. Все те, которые сейчас работают в школе, дошкольной организации или колледже, могут сдать Нацквалтест и получать доплату за профессиональное мастерство. Руководящий состав ввиду того, что занимается административными функциями, ограничен в учебных часах и, соответственно, уровень зарплаты у него был низкий. При разработке Закона был пересмотрен функционал руководящего состава, та доплата, которая будет выплачиваться административному персоналу по итогам Нацквалтеста, будет увеличена до 100%", - Б. Асылова

Где и как часто учителя смогут проходить повышение квалификации и переподготовку педагогических кадров?

"Переподготовка, повышение квалификации педагогических работников проходит ежегодно. Полностью за счет средств республиканского бюджета ежегодно повышают свою квалификацию более 100 тыс. учителей. По закону «Об образовании» наши педагоги должны проходить курсы повышения квалификации раз в 5 лет. У нас формируется определенный перечень, его подают местные исполнительные органы. Повышение квалификации проходит на базе республиканских организаций, это республиканский центр повышения квалификации «Орлеу», центр педагогического мастерства при «Назарбаев интеллектуальных школах», республиканский научно-практический центр «Бобек» и другие организации, которые находятся в конкурентной среде и осуществляют повышение квалификации педагогов. В будущем мы планируем, что перейдем на ваучерное финансирование. Педагог сам будет выбирать организацию, в которой хотел бы пройти повышение квалификации по своему выбору. Ограничений по повышению квалификации нет. Иногда бывают такие случаи: ввиду ограниченных бюджетных средств мы ежегодно планируем определенное количество педагогов при формировании бюджета. Есть педагоги, которые не могут попасть на курсы, и они оплачивают самостоятельно. Однако мы стараемся обеспечить максимальный охват", - Б. Асылова

В 2020 году во всех городских школах внедряется подушевое финансирование. Как оно повлияет на качество среднего образования? Какие проблемные вопросы сможет решить данная система?

"В 2020 году на подушевое финансирование у нас переходят 1151 городская школа во всех регионах страны. На сегодняшний день у нас в проекте уже 446 школ участвуют, это школы гг. Нур-Султан, Шымкент, Алматы. Некоторые школы находятся в пилоте с 2012 года. Что дает подушевое финансирование? Какие преимущества? Суть самого подушевого финансирования в том, что финансирование идет за самим учеником. Финансирование организаций образования, школы учитывается в полном объеме, поскольку в норматив подушевого финансирования включаются все затраты, связанные с образовательным процессом. Кроме того, госстандарт образования полностью просчитан — сколько необходимо в расчете на одного ученика, чтобы обеспечить его обучение в школе. Это все зависит от разных факторов, высшее или среднее звено, инклюзив, регион. В целом мы посчитали, сколько стоит госстандарт образовательных услуг. Мы предусмотрели затраты, связанные с учебным процессом, — бумага и другие средства, которые связаны с учебным процессом. Также мы предусмотрели расходы, связанные с капитальными вложениями, они варьируются в расчете 6 МРП, в среднем 20 тыс. тенге и ежегодно индексируются. Подушевой норматив дает возможность школе запланировать все необходимые ресурсы, которые нужны для образовательного процесса. В силу ограниченности ученических мест в некоторых городах конкуренция между школами небольшая. Буквально в прошлом году в городах было открыто порядка 70 новых частных школ на 20 тыс. ученических мест. Такого никогда не было. Подушевое финансирование позволило бизнесу, нашим партнерам открыть частные общеобразовательные школы. В дальнейшем развитие частной сети школ в городской местности, где нет дефицита, повлечет за собой конкуренцию между школами, будет сделан упор на качество предоставляемых образовательных услуг. Именно подушевое финансирование снимет многие вопросы — снизит нагрузку на бюджет, на строительство школ, обеспечит конкуренцию и повысит качество образовательных услуг в каждой школе. Родитель сам будет выбирать те школы, условия в которых лучшие для его ребенка, — полный день обучения, небольшая загруженность в классе. Много возможностей дает подушевое финансирование. В планах Министерства образования и науки РК не останавливаться только на городских школах. С 2021 года по поручению Главы государства К. Токаева были внесены изменения по вертикали финансирования системы образования, т.е. бюджеты всех школ, которые раньше финансировались за счет районных средств, теперь аккумулируются на уровне области. В планах Министерства в последующем пересмотреть структуру бюджетов всех школ. И также, как мы сейчас движемся к подушевому финансированию в городских школах, равномерно распределить средства на ученика на уровне сельской школы и внедрить вещи, которые позволят обеспечить разрыв качества между селом и городом", - Б. Асылова

Как изменился вопрос обеспечения жильем педагогов? При каких условиях казахстанские преподаватели могут рассчитывать на получение льготного жилья?

Предусмотрены нормы, которые касаются педагогов, закончивших высшие учебные заведения и приедут работать в сельскую местность. Им предоставляется приоритетное право на получение земельного участка для строительства жилья. Кроме того, был ряд таких инициатив местных исполнительных органов по предоставлению различных жилищных сертификатов на приобретение или первоначальный взнос в Жилстройбанке и т.д. То есть, на уровне Закона эти все нормы предусмотрены, так как законодательно эти нормы не были закреплены

 

Какие нововведения предусмотрены в новом Законе в вопросе педагогической этики и как это повлияет на работу учителей?

Введена ответственность по аналогии с государственной службой. За нарушение педагогической этики предусматривается дисциплинарная ответственность. Кроме того, мы предусмотрена деятельность Советов по педагогической этике. Что это дает? Теперь многие вопросы будет рассматривать Совет по педагогической этике, четко регламентируются деятельность данного Совета и права педагога, в части ознакомления с материалами своего дела, ходом рассмотрения своего обращения либо жалобы в отношении педагога. Полностью процесс будет расписан на уровне нормативно-правового акта Министерства образования и науки. МОН РК четко распишет весь алгоритм взаимодействия педагога с Советом по педагогической этике, это даст возможность и право защитить себя педагогу

 

Источник: PrimeMinister.kz

Обсуждения

Пока ни одного комментария, будьте первым!

Авторизация , чтобы оценивать материалы и писать комментарии.