Новости и публикации

Новости и публикации

Всегда актуальная и полезная информация о событиях в разных сферах деятельности.

Показать все
05 наурыз 2021  года 05 наурыз 2021 года
Бухгалтерский учет

Изменения в Правилах ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях РК

В закладки
Изменения в Правилах ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях РК

Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 26 февраля 2021 года № 158 внесены изменения и дополнения в приказ Министра финансов Республики Казахстан от 3 августа 2010 года № 393 «Об утверждении Правил ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях»:

                                                                            Сравнительная таблица

пункт НПАДействующая редакция Редакция с 15.03.2021 года
Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 3 августа 2010 года № 393 «Об утверждении Правил ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях»

п.65

 

Счет 1080 "Плановые назначения на принятие обязательств согласно индивидуальному плану финансирования по обязательствам государственных учреждений, финансируемых из республиканского бюджета" состоит из следующих субсчетов:

      1081 "Плановые назначения на принятие обязательств по индивидуальному плану финансирования";

      1082 "Плановые назначения на принятие обязательств по капитальным вложениям";

      1083 "Плановые назначения на принятие обязательств за счет других бюджетов";

      1084 "Плановые назначения на принятие обязательств по трансфертам";

      1085 "Плановые назначения на принятие обязательств по субсидиям";

      1086 "Плановые назначения на принятие обязательств по операциям, связанным с поступлениями в республиканский бюджет в виде стоимости товаров (работ, услуг) и расходованием их";

      1087 "Плановые назначения на принятие обязательств за счет внешних займов и связанных грантов";

      1088 "Плановые назначения на принятие обязательств по проектам ГЧП"

 

Счет 1080 "Плановые назначения на принятие обязательств согласно индивидуальному плану финансирования по обязательствам государственных учреждений, финансируемых из республиканского бюджета" состоит из следующих субсчетов:

      1081 "Плановые назначения на принятие обязательств по индивидуальному плану финансирования";

      1082 "Плановые назначения на принятие обязательств по капитальным вложениям";

      1083 "Плановые назначения на принятие обязательств за счет других бюджетов";

      1084 "Плановые назначения на принятие обязательств по трансфертам";

      1085 "Плановые назначения на принятие обязательств по субсидиям";

      1086 "Плановые назначения на принятие обязательств по операциям, связанным с поступлениями в республиканский бюджет в виде стоимости товаров (работ, услуг) и расходованием их";

      1087 "Плановые назначения на принятие обязательств за счет внешних займов и связанных грантов";

      1088 "Плановые назначения на принятие обязательств по проектам государственно-частного партнерства"

 

п.66

В дебете субсчетов данного счета отражаются суммы плановых назначений на принятие обязательств государственного учреждения, предусмотренных индивидуальным планом финансирования по обязательствам, суммы, внесенные на восстановление кассовых расходов текущего года, в кредите – средства, израсходованные по целевому назначению в соответствии с кодами Единой бюджетной классификации Республики Казахстан, утвержденными приказом Министра финансов Республики Казахстан от 18 сентября 2014 года № 403 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 9756).

      На суммы плановых назначений на принятие обязательств государственного учреждения, предусмотренных индивидуальным планом финансирования по обязательствам, производятся записи:

      дебет субсчетов 1081 "Плановые назначения на принятие обязательств по индивидуальному плану финансирования", 1083 "Плановые назначения на принятие обязательств за счет других бюджетов", 1086 "Плановые назначения на принятие обязательств по операциям, связанным с поступлениями в республиканский бюджет в виде стоимости товаров (работ, услуг) и расходованием их" и кредит счета 6010 "Доходы от финансирования текущей деятельности";

      дебет субсчета 1082 "Плановые назначения на принятие обязательств по капитальным вложениям" и кредит счета 6020 "Доходы от финансирования капитальных вложений";

      дебет субсчета 1084 "Плановые назначения на принятие обязательств по трансфертам" и кредит счета 6030 "Доходы по трансфертам" (без трансфертов местного самоуправления);

      дебет субсчета 1085 "Плановые назначения на принятие обязательств по субсидиям" и кредит счета 6040 "Доходы от финансирования по выплате субсидий";

      дебет субсчета 1087 "Плановые назначения на принятие обязательств за счет внешних займов и связанных грантов" и кредит субсчета 5012 "Финансирование капитальных вложений за счет внешних займов и связанных грантов";

      дебет субсчета 1088 "Плановые назначения на принятие обязательств по проектам ГЧП" и кредит субсчета 6086 "Доходы от финансирования проектов ГЧП".

      Суммы, поступившие на восстановление кассовых расходов текущего года, записываются в дебет соответствующих субсчетов счета 1080 "Плановые назначения на принятие обязательств согласно индивидуальному плану финансирования по обязательствам государственных учреждений, финансируемых из республиканского бюджета" и кредит счетов 1010 "Денежные средства в кассе", 1280 "Прочая краткосрочная дебиторская задолженность", субсчетов счета 1260 "Краткосрочная дебиторская задолженность работников и прочих подотчетных лиц" и других счетов.

 

В дебете субсчетов данного счета отражаются суммы плановых назначений на принятие обязательств государственного учреждения, предусмотренных индивидуальным планом финансирования по обязательствам, суммы, внесенные на восстановление кассовых расходов текущего года, в кредите – средства, израсходованные по целевому назначению в соответствии с кодами Единой бюджетной классификации Республики Казахстан, утвержденными приказом Министра финансов Республики Казахстан от 18 сентября 2014 года № 403 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 9756).

      На суммы плановых назначений на принятие обязательств государственного учреждения, предусмотренных индивидуальным планом финансирования по обязательствам, производятся записи:

      дебет субсчетов 1081 "Плановые назначения на принятие обязательств по индивидуальному плану финансирования", 1083 "Плановые назначения на принятие обязательств за счет других бюджетов", 1086 "Плановые назначения на принятие обязательств по операциям, связанным с поступлениями в республиканский бюджет в виде стоимости товаров (работ, услуг) и расходованием их" и кредит счета 6010 "Доходы от финансирования текущей деятельности";

      дебет субсчета 1082 "Плановые назначения на принятие обязательств по капитальным вложениям" и кредит счета 6020 "Доходы от финансирования капитальных вложений";

      дебет субсчета 1084 "Плановые назначения на принятие обязательств по трансфертам" и кредит счета 6030 "Доходы по трансфертам" (без трансфертов местного самоуправления);

      дебет субсчета 1085 "Плановые назначения на принятие обязательств по субсидиям" и кредит счета 6040 "Доходы от финансирования по выплате субсидий";

      дебет субсчета 1087 "Плановые назначения на принятие обязательств за счет внешних займов и связанных грантов" и кредит субсчета 5012 "Финансирование капитальных вложений за счет внешних займов и связанных грантов";

      дебет субсчета 1088 "Плановые назначения на принятие обязательств по проектам государственно-частного партнерства" и кредит субсчета 6086 "Доходы от финансирования проектов государственно-частного партнерства".

      Суммы, поступившие на восстановление кассовых расходов текущего года, записываются в дебет соответствующих субсчетов счета 1080 "Плановые назначения на принятие обязательств согласно индивидуальному плану финансирования по обязательствам государственных учреждений, финансируемых из республиканского бюджета" и кредит счетов 1010 "Денежные средства в кассе", 1280 "Прочая краткосрочная дебиторская задолженность", субсчетов счета 1260 "Краткосрочная дебиторская задолженность работников и прочих подотчетных лиц" и других счетов.

 

п.85

Для учета операций с финансовыми обязательствами предназначены следующие счета:

      3010 "Краткосрочные внешние займы полученные";

      3020 "Краткосрочные внутренние займы полученные";

      3030 "Прочие краткосрочные финансовые обязательства";

      3040 "Краткосрочные обязательства по проектам ГЧП";

      4010 "Долгосрочные внешние займы полученные";

      4020 "Долгосрочные внутренние займы полученные";

      4030 "Прочие долгосрочные финансовые обязательства";

      4040 "Долгосрочные обязательства по проектам ГЧП"

 

Для учета операций с финансовыми обязательствами предназначены следующие счета:

      3010 "Краткосрочные внешние займы полученные";

      3020 "Краткосрочные внутренние займы полученные";

      3030 "Прочие краткосрочные финансовые обязательства";

      3040 "Краткосрочные обязательства по проектам государственно-частного партнерства ";

      4010 "Долгосрочные внешние займы полученные";

      4020 "Долгосрочные внутренние займы полученные";

      4030 "Прочие долгосрочные финансовые обязательства";

      4040 "Долгосрочные обязательства по проектам государственно-частного партнерства "

 

п.88-1

Отражение в бухгалтерском учете передачи основного средства администратором бюджетных программ на образование или пополнение уставного капитала субъектов квазигосударственного сектора производится на основании решений Правительства Республики Казахстан, местных исполнительных органов, уполномоченного органа по распоряжению государственным имуществом.

      При передаче, в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственном имуществе, основных средств на образование или пополнение уставного капитала субъектов квазигосударственного сектора (государственных предприятий) по балансовой стоимости администратором бюджетных программ производятся записи:

      дебет счета 2120 "Долгосрочные финансовые инвестиции" и кредит счетов подраздела 2300 "Основные средства";

      на сумму накопленной амортизации:

      дебет субсчета 2391 "Накопленная амортизация основных средств" и кредит счетов подраздела 2300 "Основные средства".

       

 

 

 

 

При передаче, в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственном имуществе, основных средств в качестве имущественного вклада в уставный капитал товариществ с ограниченной ответственностью либо в оплату приобретения акций акционерных обществ администратором бюджетных программ по результатам оценки передаваемых основных средств, произведенных оценщиком в соответствии с законодательством Республики Казахстан об оценочной деятельности, производятся записи.

       

Переоценка (дооценка) основных средств:

      дебет счета 2300 "Основные средства" и кредит субсчета 5111 "Резерв на переоценку основных средств";

      на сумму корректировки накопленной амортизации:

      дебет субсчета 5111 "Резерв на переоценку основных средств" и кредит счета 2391 "Накопленная амортизация основных средств".

      Передача основных средств:

      дебет счета 2120 "Долгосрочные финансовые инвестиции" и кредит счетов подраздела 2300 "Основные средства";

      на сумму накопленной амортизации:

      дебет субсчета 2391 "Накопленная амортизация основных средств" и кредит счетов подраздела 2300 "Основные средства";

      списание резерва по переоценке основных средств:

      дебет субсчета 5111 "Резерв на переоценку основных средств" и кредит счета 5220 "Финансовый результат предыдущих лет".

 

Отражение в бухгалтерском учете передачи основного средства администратором бюджетных программ на образование или пополнение уставного капитала субъектов квазигосударственного сектора производится на основании решений Правительства Республики Казахстан, местных исполнительных органов, уполномоченного органа по распоряжению государственным имуществом. 

При передаче, в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственном имуществе, основных средств на образование или пополнение уставного капитала субъектов квазигосударственного сектора (государственных предприятий) по балансовой стоимости администратором бюджетных программ производятся записи: 

дебет счета 2120 «Долгосрочные финансовые инвестиции» и кредит счетов подраздела 2300 «Основные средства»; 

на сумму накопленной амортизации:

 дебет субсчета 2391 «Накопленная амортизация основных средств» и кредит счетов подраздела 2300 «Основные средства». 

В случае уменьшения финансовых инвестиций в уставный капитал субъектов квазигосударственного сектора (государственных предприятий), путем возврата основных средств, администратором бюджетных программ производится обратная корреспонденция счетов на основании акта приема - передачи. 

При передаче, в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственном имуществе, основных средств в качестве имущественного вклада в уставный капитал товариществ с ограниченной ответственностью либо в оплату приобретения акций акционерных обществ администратором бюджетных программ по результатам оценки передаваемых основных средств,

произведенных оценщиком в соответствии с Законом Республики Казахстан от 10 января 2018 года «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан» (далее – оценочная деятельность), производятся записи. 

Переоценка (дооценка) основных средств: 

дебет счета 2300 «Основные средства» и кредит субсчета 5111 «Резерв на переоценку основных средств»; 

на сумму корректировки накопленной амортизации: 

дебет субсчета 5111 «Резерв на переоценку основных средств» и кредит счета 2391 «Накопленная амортизация основных средств». Передача основных средств: 

дебет счета 2120 «Долгосрочные финансовые инвестиции» и кредит счетов подраздела 2300 «Основные средства»; 

на сумму накопленной амортизации:

 дебет субсчета 2391 «Накопленная амортизация основных средств» и кредит счетов подраздела 2300 «Основные средства»;

 списание резерва по переоценке основных средств: 

дебет субсчета 5111 «Резерв на переоценку основных средств» и кредит счета 5220 «Финансовый результат предыдущих лет». 

 

Учет операций при переоценке, повлекшей уменьшение балансовой стоимости основных средств, производится в соответствии с пунктом 269 настоящих Правил. 

При передаче, в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственном имуществе, основных средств на образование или пополнение уставного капитала субъекта квазигосударственного сектора администратором бюджетных программ, не являющимся органом государственного управления данного субъекта, финансовые инвестиции передаются органу государственного управления актом приема-передачи вместе с актом приема-передачи акций, оплаченных передаваемым имуществом.

При передаче государственного пакета акций и государственной доли участия в доверительное управление финансовые инвестиции отражаются в учете органа государственного управления до момента заключения договора купли - продажи, перечисления денежных средств в соответствующий бюджет и выполнения других обязательств в соответствии с договором купли-продажи. Администраторы бюджетных программ, осуществившие эмиссию в соответствии со статьей 154 Бюджетного кодекса Республики Казахстан в субъекты квазигосударственного сектора, но не имеющие права владения и пользования государственным пакетом акций указанных юридических лиц ведут учет финансовых инвестиций до завершения бюджетного инвестиционного проекта. После завершения инвестиционного проекта финансовые инвестиции передаются на баланс органа государственного управления. 

Администраторы бюджетных программ, не имеющие права владения и пользования государственным пакетом акций национальных холдингов и национального управляющего холдинга, обеспечивают ведение бухгалтерского учета финансовых инвестиций указанных юридических лиц при осуществлении бюджетных инвестиций посредством участия государства в уставном капитале.

п.88-2Отсутствует

Выбытие инвестиций, в том числе, путем передачи, продажи, ликвидации, отражается записью по дебету счета 7420 «Расходы от выбытия долгосрочных активов» и кредиту субсчета 2120 «Долгосрочные финансовые инвестиции». 

Выбытие инвестиций осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан в сфере управления государственным имуществом. 

В случаях реорганизации субъектов квазигосударственного сектора учет инвестиций осуществляется на основании решений Правительства Республики Казахстан, местных исполнительных органов, уполномоченного органа в сфере управления государственным имуществом. 

При этом, инвестиции в реорганизованные субъекты квазигосударственного сектора отражаются по дебету счета 7420 «Расходы от выбытия долгосрочных активов» и кредиту счета 2120 «Долгосрочные финансовые инвестиции», инвестиции во вновь образованные субъекты квазигосударственного сектора отражаются по дебету счета 2120 «Долгосрочные финансовые инвестиции» и кредиту счета 6360 «Прочие доходы».

Учет финансовых инвестиций в юридические лица-нерезиденты ведется в порядке, предусмотренном пунктами 88, 88-1, 88-2, 89, 90 настоящих Правил.

п.154

По результатам инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами списанию подлежит:

      1) дебиторская задолженность:

      во взыскании которой судом отказано, в том числе по причине истечения срока исковой давности;

      не удовлетворенная при ликвидации должника в связи с недостатком его имущества, а также не заявленная кредитором до утверждения ликвидационного баланса;

      в случае, если обязательство прекращается смертью должника, если исполнение не производится без личного участия должника либо обязательство иным образом неразрывно связано с личностью должника;

      на основании решений арбитражных трибуналов либо заключения соглашения о мирном урегулировании спора между сторонами;

      прекращение исполнительных производств, возбужденных по судебным актов, вступивших в законную силу до 1 января 2018 года, по вопросам взыскания в доход государства средств с отчисленных курсантов и кадетов согласно пункту 7 статьи 26 Закона Республики Казахстан от 16 февраля 2012 года "О воинской службе и статусе военнослужащих";

      

2) кредиторская задолженность:

      в случае ликвидации кредитора;

      в случае прощения долга кредитором, при условии, если решение об освобождении от долга принято собственником имущества кредитора или уполномоченным на то лицом;

      в случае не востребования должником задолженности в течение десяти лет, по причине истечения срока исковой давности.

      

Руководитель государственного учреждения на основании акта инвентаризации расчетов (в котором указываются состав комиссии, согласно приказа руководителя, наименование дебиторов и кредиторов, сумма задолженности, дата и причина образования), а также протокола инвентаризационной комиссии принимает решение о списании дебиторской и кредиторской задолженности с сообщением об этом в десятидневный срок администратору бюджетных программ.

      Списанная дебиторская задолженность переносится на забалансовый счет 04 "Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов".

 

По результатам инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами списанию подлежит:

  1. дебиторская задолженность:

 во взыскании которой судом отказано, в том числе по причине истечения срока исковой давности; 

не удовлетворенная при ликвидации должника в связи с недостатком его имущества, а также не заявленная кредитором до утверждения ликвидационного баланса; 

в случае, если обязательство прекращается смертью должника, если исполнение не производится без личного участия должника либо обязательство иным образом неразрывно связано с личностью должника; 

на основании арбитражных решений либо заключения соглашения о мирном урегулировании спора между сторонами; 

 

на основании прекращения исполнительных производств, возбужденных по судебным актам, вступившим в законную силу до 1 января 2018 года, по вопросам взыскания в доход государства средств с отчисленных курсантов и кадетов согласно пункту 7 статьи 26 Закона Республики Казахстан от 16 февраля 2012 года «О воинской службе и статусе военнослужащих». 

 

  1. кредиторская задолженность:

 в случае ликвидации кредитора; 

в случае прощения долга кредитором, при условии, если решение об освобождении от долга принято собственником имущества кредитора или уполномоченным на, то лицом;

 во взыскании с государственного учреждения которой судом отказано, в том числе по причине истечения срока исковой давности. 

Руководитель государственного учреждения на основании акта инвентаризации расчетов (в котором указываются состав комиссии, согласно приказа руководителя, наименование дебиторов и кредиторов, сумма задолженности, дата и причина образования), а также протокола инвентаризационной комиссии принимает решение о списании дебиторской и кредиторской задолженности с сообщением об этом в десятидневный срок администратору бюджетных программ.

 Списанная дебиторская задолженность переносится на забалансовый счет 04 «Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов».

п.181

Государственное учреждение на конец отчетного года производит начисление резерва по неиспользованным отпускам работников.

      Начисление резерва по неиспользованным отпускам текущего финансового года производится по тем обязательствам, выплаты которых производятся в отчетном финансовом году.

      Сальдо резерва по неиспользованным отпускам на конец отчетного финансового года определяется как сумма сальдо резерва по неиспользованным отпускам на начало отчетного года плюс сумма начисленного резерва по неиспользованным отпускам за отчетный финансовый год за минусом суммы произведенных выплат по неиспользованным отпускам за прошлые отчетные годы.

 

Государственное учреждение на конец отчетного года производит начисление резерва по неиспользованным отпускам работников.

     Начисление резерва по неиспользованным отпускам производится по обязательствам, возникшим на 31 декабря отчетного года.

 Сальдо резерва по неиспользованным отпускам на конец отчетного финансового года определяется как сумма сальдо резерва по неиспользованным отпускам на начало отчетного года плюс сумма начисленного резерва по неиспользованным отпускам за отчетный финансовый год за минусом суммы произведенных выплат по неиспользованным отпускам за прошлые отчетные годы.

 

п.210

Отражение в учете балансовой стоимости запасов по чистой реализационной стоимости производится путем создания резерва на обесценение запасов в размере разницы между текущей рыночной стоимостью запасов и фактической себестоимостью запасов.

      Создание резерва отражается по дебету счета 7440 "Расходы от обесценения активов" и кредиту счета 1360 "Резерв на обесценение запасов".

      В конце последующего отчетного года в случае, если обстоятельства, вызвавшие уменьшение стоимости запасов ниже себестоимости, уже не действуют, или если имеются явные свидетельства повышения чистой реализационной стоимости вследствие изменившихся экономических условий, сумма списания восстанавливается (при этом восстановление осуществляется в пределах первоначальной суммы списания). 

Данная операция отражается в учете по дебету счета 1360 "Резерв на обесценение запасов" и кредиту счета 7440 "Расходы от обесценения активов"

 

Отражение в учете балансовой стоимости запасов по чистой реализационной стоимости производится путем создания резерва на обесценение запасов в размере разницы между текущей рыночной стоимостью запасов и фактической себестоимостью запасов.

      Создание резерва отражается по дебету счета 7440 "Расходы от обесценения активов" и кредиту счета 1360 "Резерв на обесценение запасов".

     

В конце последующего отчетного года в случае, если обстоятельства, вызвавшие уменьшение стоимости запасов ниже себестоимости, уже не действуют, или если имеются явные свидетельства повышения чистой реализационной стоимости вследствие изменившихся экономических условий, сумма списания восстанавливается (при этом восстановление осуществляется в пределах первоначальной суммы списания). 

Данная операция отражается в учете по дебету счета 1360 «Резерв на обесценение запасов» и кредиту счета 5220 «Финансовый результат прошлых лет».

п.258

Амортизация не начисляется по нижеследующим основным средствам:

      земле;

      активам культурного наследия;

      оборудованию, экспонатам, образцам, действующим и недействующим моделям, макетам и другим наглядным пособиям, находящимся в кабинетах и лабораториях и используемым для учебных и научных целей;

      по рабочему скоту, буйволам, волам, многолетним насаждениям, не связанным с сельскохозяйственной деятельностью, не достигшим эксплуатационного возраста;

      экспонатам животного мира (в зоопарках и других аналогичных государственных учреждениях);

      библиотечным фондам, фильмофонду, сценическо-постановочным средствам, музейным и художественным ценностям;

      вооружению и военной технике;

      активам, переведенным на консервацию.

      Элементы объекта основного средства, имеющие одинаковую норму износа, группируются для определения амортизационных отчислений.

      Компоненты объекта основного средства, имеющие разные нормы износа для определения амортизационных отчислений учитываются отдельно. Государственное учреждение распределяет первоначальную стоимость объектов основного средства между такими компонентами и амортизируют каждый компонент отдельно.

 

Амортизация не начисляется по нижеследующим основным средствам:

      земле;

      активам культурного наследия;

      оборудованию, экспонатам, образцам, действующим и недействующим моделям, макетам и другим наглядным пособиям, находящимся в кабинетах и лабораториях и используемым для учебных и научных целей;

      по рабочему скоту, буйволам, волам, многолетним насаждениям, не связанным с сельскохозяйственной деятельностью, не достигшим эксплуатационного возраста;

      экспонатам животного мира (в зоопарках и других аналогичных государственных учреждениях);

      библиотечным фондам, фильмофонду, сценическо-постановочным средствам, музейным и художественным ценностям;

       

вооружению (арттехвооружению) и военной технике;

      активам, переведенным на консервацию.

      Элементы объекта основного средства, имеющие одинаковую норму износа, группируются для определения амортизационных отчислений.

      Компоненты объекта основного средства, имеющие разные нормы износа для определения амортизационных отчислений учитываются отдельно. Государственное учреждение распределяет первоначальную стоимость объектов основного средства между такими компонентами и амортизируют каждый компонент отдельно.

 

п.276Государственное учреждение отражает реализацию основного средства корреспонденциями дебет счета 7420 "Расходы по выбытию долгосрочных активов" и кредит соответствующего субсчета счета подраздела "Основные средства" Плана счетов – на балансовую стоимость, одновременно дебет субсчета 2391 "Накопленная амортизация основных средств" и кредит соответствующего субсчета счета подраздела "Основные средства" Плана счетов – на сумму накопленной амортизации по данному активу. При наличии ранее начисленного резерва от обесценения осуществляется его списание по выбывшим долгосрочным активам: дебет субсчета 2392 "Резерв на обесценение основных средств" и кредит счета 7440 "Расходы от обесценения активов".

Государственное учреждение отражает реализацию основного средства корреспонденциями дебет счета 7420 «Расходы по выбытию долгосрочных активов» и кредит соответствующего субсчета счета подраздела «Основные средства» Плана счетов – на балансовую стоимость, одновременно дебет субсчета 2391 «Накопленная амортизация основных средств» и кредит соответствующего субсчета счета подраздела «Основные средства» Плана счетов – на сумму накопленной амортизации по данному активу.

 При наличии ранее начисленного резерва от обесценения осуществляется его списание по выбывшим долгосрочным активам: дебет субсчета 2392 «Резерв на обесценение основных средств» и кредит соответствующего субсчета счета подраздела «Основные средства».

п.278

При выявлении недостачи основных средств производится списание их с учета записью:

      списывается балансовая стоимость недостающих основных средств дебет счета 7420 "Расходы по выбытию долгосрочных активов" и кредит соответствующих субсчетов счета 2300 "Основные средства";

      списывается накопленная амортизация: дебет субсчета 2391 "Накопленная амортизация основных средств" и кредит соответствующего субсчета счета "Основные средства" Плана счетов (на сумму накопленной амортизации).

      При наличии ранее начисленного резерва от обесценения осуществляется его списание по выбывшим долгосрочным активам: дебет субсчета 2392 "Резерв на обесценение основных средств" и кредит счета 7440 "Расходы от обесценения активов".

       

Возмещение сумм недостач в бюджет рассмотрено в подразделе "Порядок учета дебиторской и кредиторской задолженности" настоящих Правил.

 

При выявлении недостачи основных средств производится списание их с учета записью:

      списывается балансовая стоимость недостающих основных средств дебет счета 7420 "Расходы по выбытию долгосрочных активов" и кредит соответствующих субсчетов счета 2300 "Основные средства";

      списывается накопленная амортизация: дебет субсчета 2391 "Накопленная амортизация основных средств" и кредит соответствующего субсчета счета "Основные средства" Плана счетов (на сумму накопленной амортизации).

       

При наличии ранее начисленного резерва от обесценения осуществляется его списание по выбывшим долгосрочным активам: дебет субсчета 2392 «Резерв на обесценение основных средств» и кредит соответствующего субсчета счета подраздела «Основные средства».

      Возмещение сумм недостач в бюджет рассмотрено в подразделе "Порядок учета дебиторской и кредиторской задолженности" настоящих Правил.

 

п.280

При поступлении активов в государственном учреждении для учета ввода объектов основных средств и незавершенного строительства, инвестиционной недвижимости в эксплуатацию и при их перемещении постоянно действующей комиссией составляется акт форма ОС-1 Альбома форм в двух экземплярах, на каждый отдельный объект или компонент объекта. Материально-ответственное лицо передает в бухгалтерскую службу оформленный акт с приложенной технической документацией для подписания главным бухгалтером и утверждения руководителем государственного учреждения или лицами, на это уполномоченными.

      Учет основных средств ведется в разрезе инвентарных объектов по местам их хранения и ответственным лицам.

      Для организации учета и обеспечения контроля за сохранностью основных средств каждому объекту (предмету), кроме библиотечных фондов, присваивается инвентарный номер. Аналитический учет ведется в инвентарной карточке, которая заполняется на основании документов на зачисление объекта основных средств, его перемещение, дооборудования, реконструкции, модернизации, по капитальному ремонту и списанию.

      Инвентарные номера присваиваются объектам основных средств по мере их поступления по порядково-серийной системе. Инвентарный номер состоит из двенадцати знаков: первые четыре знака обозначают счет/субсчет, пятый и шестой знак – группу и последние шесть знаков – порядковый номер предмета в группе. По тем счетам/субсчетам, по которым не выделены группы, четвертый знак обозначается нулем.

      Перечень инвентарных номеров утверждается руководством государственного учреждения. Когда инвентарный объект является сложным, то есть включает те или иные обособленные элементы, составляющие вместе с ним одно целое, на каждом таком элементе должен быть обозначен тот же инвентарный номер, что и на основном, объединяющем их объекте. Инвентарный номер обозначается на жетоне, который прикрепляется к объекту, или краской на объекте или иным способом. Инвентарный номер, присвоенный объекту (предмету) сохраняется за ним на весь период его нахождения в данном государственном учреждении. Номера инвентарных объектов, выбывших или ликвидированных, не должны присваиваться другим объектам.

      Все основные средства находятся на ответственном хранении должностных лиц, назначенных приказом руководителя государственного учреждения. Лица, ответственные за хранение объектов основных средств, ведут инвентарные списки основных средств и инвестиционной недвижимости по-объектно по форме ДА-13 Альбома форм. Ответственные лица следят за сохранностью основных средств и ведут учет всех изменений.

      При смене ответственного лица производится инвентаризация основных средств, находящихся на его хранении, о чем составляется приемо-сдаточный акт по форме ОС-1 Альбома форм "Акт приемки-передачи (перемещения) основных средств и инвестиционной недвижимости", который утверждается руководителем государственного учреждения.

 

При поступлении активов в государственном учреждении для учета ввода объектов основных средств и незавершенного строительства, инвестиционной недвижимости в эксплуатацию и при их перемещении постоянно действующей комиссией составляется акт форма ОС-1 Альбома форм в двух экземплярах, на каждый отдельный объект или компонент объекта. Материально-ответственное лицо передает в бухгалтерскую службу оформленный акт с приложенной технической документацией для подписания главным бухгалтером и утверждения руководителем государственного учреждения или лицами, на это уполномоченными.

      Учет основных средств ведется в разрезе инвентарных объектов по местам их хранения и ответственным лицам.

      Для организации учета и обеспечения контроля за сохранностью основных средств каждому объекту (предмету), кроме библиотечных фондов, присваивается инвентарный номер. Аналитический учет ведется в инвентарной карточке, которая заполняется на основании документов на зачисление объекта основных средств, его перемещение, дооборудования, реконструкции, модернизации, по капитальному ремонту и списанию.

       

 

Инвентарные номера присваиваются объектам основных средств по мере их поступления по порядково-серийной системе. Инвентарный номер состоит из двенадцати знаков: первые четыре знака обозначают счет/субсчет, пятый и шестой знак – группу и последние шесть знаков - порядковый номер предмета в группе. По тем счетам/субсчетам, по которым не выделены группы, пятый и шестой знаки обозначаются нулем.

 Перечень инвентарных номеров утверждается руководством государственного учреждения. Когда инвентарный объект является сложным, то есть включает те или иные обособленные элементы, составляющие вместе с ним одно целое, на каждом таком элементе должен быть обозначен тот же инвентарный номер, что и на основном, объединяющем их объекте. Инвентарный номер обозначается на жетоне, который прикрепляется к объекту, или краской на объекте или иным способом. Инвентарный номер, присвоенный объекту (предмету) сохраняется за ним на весь период его нахождения в данном государственном учреждении. Номера инвентарных объектов, выбывших или ликвидированных, не должны присваиваться другим объектам.

      Все основные средства находятся на ответственном хранении должностных лиц, назначенных приказом руководителя государственного учреждения. Лица, ответственные за хранение объектов основных средств, ведут инвентарные списки основных средств и инвестиционной недвижимости по-объектно по форме ДА-13 Альбома форм. Ответственные лица следят за сохранностью основных средств и ведут учет всех изменений.

      При смене ответственного лица производится инвентаризация основных средств, находящихся на его хранении, о чем составляется приемо-сдаточный акт по форме ОС-1 Альбома форм "Акт приемки-передачи (перемещения) основных средств и инвестиционной недвижимости", который утверждается руководителем государственного учреждения.

 

п.360

Государственное учреждение отражает выбытие нематериального актива корреспонденциями:

      дебет счета 7420 "Расходы по выбытию долгосрочных активов" и кредит соответствующего субсчета счета подраздела "Нематериальные активы" Плана счетов - на балансовую стоимость, одновременно дебет субсчета 2721 "Накопленная амортизация нематериальных активов" и кредит соответствующего субсчета счета подраздела "Нематериальные активы" Плана счетов - на сумму накопленной амортизации по данному активу. При наличии начисленного резерва на обесценение данного актива осуществляется запись по списанию убытка от обесценения: дебет субсчета 2722 "Резерв на обесценение нематериальных активов" и кредит счета 7440 "Расходы от обесценения активов";

       

суммы от реализации активов, перечисляются государственными учреждениями в доход бюджета, если решением Правительства Республики Казахстан не установлен иной порядок использования этих сумм и отражает в учете: дебет субсчета 1231 "Краткосрочная дебиторская задолженность покупателей и заказчиков" и кредит счета 6320 "Доходы от выбытия активов", одновременно дебет счета 7120 "Расходы по расчетам с бюджетом" и кредит субсчета 3131 "Краткосрочная кредиторская задолженность перед бюджетом по доходам от реализации активов".

 

Государственное учреждение отражает выбытие нематериального актива корреспонденциями:

     дебет счета 7420 «Расходы по выбытию долгосрочных активов» и кредит соответствующего субсчета счета подраздела «Нематериальные активы» Плана счетов – на балансовую стоимость, одновременно дебет субсчета 2721 «Накопленная амортизация нематериальных активов» и кредит соответствующего субсчета счета подраздела «Нематериальные активы» Плана счетов – на сумму накопленной амортизации по данному активу. При наличии начисленного резерва на обесценение данного актива осуществляется запись по списанию убытка от обесценения: дебет субсчета 2722 «Резерв на обесценение нематериальных активов» и кредит соответствующего субсчета счета подраздела «Нематериальные активы»;

      суммы от реализации активов, перечисляются государственными учреждениями в доход бюджета, если решением Правительства Республики Казахстан не установлен иной порядок использования этих сумм и отражает в учете: дебет субсчета 1231 "Краткосрочная дебиторская задолженность покупателей и заказчиков" и кредит счета 6320 "Доходы от выбытия активов", одновременно дебет счета 7120 "Расходы по расчетам с бюджетом" и кредит субсчета 3131 "Краткосрочная кредиторская задолженность перед бюджетом по доходам от реализации активов".

 

п.390-1

Счет 6080 "Прочие доходы от необменных операций" состоит из следующих субсчетов:

      6081 "Доходы от налоговых поступлений в бюджет";

      6082 "Доходы от неналоговых поступлений в бюджет";

      6083 "Доходы местного самоуправления";

      6084 "Прочие доходы местного самоуправления";

      6085 "Поступление трансфертов в бюджет";

      6086 "Доходы от финансирования проектов ГЧП".

       

Начисление дебиторской задолженности по налоговым и неналоговым поступлениям производится по дебету субсчетов 1292 "Краткосрочная дебиторская задолженность по расчетам с плательщиками по налоговым поступлениям в бюджет", 1293 "Краткосрочная дебиторская задолженность по расчетам с плательщиками по неналоговым поступлениям в бюджет" и кредиту субсчетов 6081 "Доходы от налоговых поступлений в бюджет", 6082 "Доходы от неналоговых поступлений в бюджет".

 

Счет 6080 "Прочие доходы от необменных операций" состоит из следующих субсчетов:

      6081 "Доходы от налоговых поступлений в бюджет";

      6082 "Доходы от неналоговых поступлений в бюджет";

      6083 "Доходы местного самоуправления";

      6084 "Прочие доходы местного самоуправления";

      6085 "Поступление трансфертов в бюджет";

      6086 "Доходы от финансирования проектов государственно-частного партнерства".

      Начисление дебиторской задолженности по налоговым и неналоговым поступлениям производится по дебету субсчетов 1292 "Краткосрочная дебиторская задолженность по расчетам с плательщиками по налоговым поступлениям в бюджет", 1293 "Краткосрочная дебиторская задолженность по расчетам с плательщиками по неналоговым поступлениям в бюджет" и кредиту субсчетов 6081 "Доходы от налоговых поступлений в бюджет", 6082 "Доходы от неналоговых поступлений в бюджет".

 

п.397На субсчетах счета 6200 "Доходы от управления активами" отражаются доходы от поступлений части чистого дохода объекта инвестиции, дивидендов на государственные пакеты акций и доходы на доли участия в юридических лицах, доходы от аренды имущества, вознаграждений по предоставленным займам.На счетах подраздела 6200 «Доходы от управления активами» отражаются доходы от поступлений части чистого дохода объекта инвестиции, дивидендов на государственные пакеты акций и доходы на доли участия в юридических лицах, доходы от аренды имущества, вознаграждений по предоставленным займам.»
п.413

 Для учета расходов государственного учреждения предназначены счета:

      7010 "Расходы на оплату труда";

      7020 "Расходы по выплате стипендии";

      7030 "Расходы на дополнительно установленные пенсионные взносы";

      7040 "Расходы на социальный налог";

      7050 "Расходы на обязательное страхование";

      7060 "Расходы по запасам";

      7070 "Расходы на командировки";

      7080 "Расходы по коммунальным платежам и прочим услугам";

      7090 "Расходы на текущий ремонт";

      7110 "Расходы по амортизации долгосрочных активов";

      7120 "Расходы по расчетам с бюджетом";

      7130 "Расходы по аренде";

      7140 "Прочие операционные расходы";

      7150 "Расходы на обязательное социальное медицинское страхование";

      7210 "Расходы по трансфертам";

      7220 "Расходы по выплатам пенсий и пособий";

      7230 "Расходы по субсидиям";

      7240 "Расходы по трансфертам общего характера";

      7250 "Расходы по трансфертам местного самоуправления";

      7260 "Расходы по уменьшению поступлений в бюджет";

      7270 "Расходы по прочим трансфертам";

      7310 "Расходы по вознаграждениям";

      7320 "Прочие расходы по управлению активами";

      7330 "Расходы по ГЧП";

      7410 "Расходы от изменения справедливой стоимости";

      7420 "Расходы по выбытию долгосрочных активов";

      7430 "Расходы по курсовой разнице";

      7440 "Расходы от обесценения активов";

      7450 "Расходы по созданию резервов";

      7460 "Прочие расходы";

      7470 "Расходы по КСН республиканского и местных бюджетов";

      7480 "Расходы от размещения ценных бумаг"

 

 Для учета расходов государственного учреждения предназначены счета:

      7010 "Расходы на оплату труда";

      7020 "Расходы по выплате стипендии";

      7030 "Расходы на дополнительно установленные пенсионные взносы";

      7040 "Расходы на социальный налог";

      7050 "Расходы на обязательное страхование";

      7060 "Расходы по запасам";

      7070 "Расходы на командировки";

      7080 "Расходы по коммунальным платежам и прочим услугам";

      7090 "Расходы на текущий ремонт";

      7110 "Расходы по амортизации долгосрочных активов";

      7120 "Расходы по расчетам с бюджетом";

      7130 "Расходы по аренде";

      7140 "Прочие операционные расходы";

      7150 "Расходы на обязательное социальное медицинское страхование";

      7210 "Расходы по трансфертам";

      7220 "Расходы по выплатам пенсий и пособий";

      7230 "Расходы по субсидиям";

      7240 "Расходы по трансфертам общего характера";

      7250 "Расходы по трансфертам местного самоуправления";

      7260 "Расходы по уменьшению поступлений в бюджет";

      7270 "Расходы по прочим трансфертам";

      7310 "Расходы по вознаграждениям";

      7320 "Прочие расходы по управлению активами";

      7330 "Расходы по государственно-частного партнерства";

      7410 "Расходы от изменения справедливой стоимости";

      7420 "Расходы по выбытию долгосрочных активов";

      7430 "Расходы по курсовой разнице";

      7440 "Расходы от обесценения активов";

      7450 "Расходы по созданию резервов";

      7460 "Прочие расходы";

      7470 "Расходы по КСН республиканского и местных бюджетов";

      7480 "Расходы от размещения ценных бумаг"

 

п.466

 Результаты и финансовые показатели за отчетный период подлежат пересчету из функциональной валюты в валюту представления с использованием следующих процедур:

      1) активы и обязательства по каждому представленному бухгалтерскому балансу (то есть включая сравнительные данные) подлежат пересчету по конечному курсу на дату этого бухгалтерского баланса;

      2) валовые доходы и расходы по каждому отчету о результатах финансовой деятельности (то есть включая сравнительные данные) подлежат пересчету по курсам на дату осуществления операций;

      3) все возникшие курсовые разницы подлежат признанию в качестве отдельного компонента чистых активов/капитала.

 

Результаты и финансовые показатели за отчетный период подлежат пересчету из функциональной валюты в валюту представления с использованием следующих процедур:

 1) активы и обязательства по каждому представленному бухгалтерскому балансу (то есть включая сравнительные данные) подлежат пересчету по конечному курсу на дату этого бухгалтерского баланса; 

2) валовые доходы и расходы по каждому отчету о результатах финансовой деятельности (включая сравнительные данные) подлежат пересчету по курсам на дату осуществления операций; 

3) все возникшие курсовые разницы подлежат признанию в качестве отдельного компонента чистых активов/капитала.

 Положительная курсовая разница отражается по кредиту субсчета 5114 «Резерв на пересчет иностранной валюты по зарубежной деятельности», отрицательная курсовая разница по дебету субсчета 5114 «Резерв на пересчет иностранной валюты по зарубежной деятельности» при наличии ранее начисленного резерва. 

При отсутствии ранее начисленного резерва отрицательная курсовая разница отражается по дебету субсчета 5220 «Финансовый результат предыдущих лет».

п.479

Для учета указанных ценностей применяются следующие забалансовые счета:

      01 "Арендованные активы" – учитываются активы, принятые по договору в операционную аренду, в стоимости, предусмотренной договором на аренду;

      02 "Запасы, принятые на ответственное хранение или оплаченные по централизованному снабжению" – учитываются запасы, принятые государственным учреждением на ответственное хранение, включая спецоборудование, полученное от заказчиков для выполнения научно-исследовательских и конструкторских работ по договорам, а также запасы, оплаченные по централизованному снабжению;

      03 "Бланки строгой отчетности" – учитываются находящиеся на хранении и выдаваемые под отчет бланки строгой отчетности (расчетные чековые книжки, квитанционные книжки, аттестаты, дипломы, бланки удостоверений, фирменные бланки государственных учреждений, оплаченные талоны на питание, оплаченные путевки в дома отдыха, санатории и туристические базы, полученные извещения на почтовые переводы, почтовые марки и марки госпошлины) и другие бланки строгой отчетности;

      04 "Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов" – учитывается задолженность неплатежеспособных дебиторов в течение пяти лет с момента признания безнадежной к взысканию в порядке, установленном пунктом 2 статьи 5 Закона Республики Казахстан от 7 марта 2014 года "О реабилитации и банкротстве", списания с баланса для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должников. Суммы, полученные в погашение этой задолженности, восстанавливаются на балансовый счет и признаются как обязательство государственного учреждения перед бюджетом по передаче в доход соответствующего бюджета;

      05 "Задолженность учащихся и студентов за невозвращенные материальные ценности" – учитывается задолженность за учащимися и студентами за невозвращенное ими обмундирование, белье, инструменты и другие ценности. Списание с баланса учебного заведения материальных ценностей, числящихся за выбывшими учащимися и студентами, производится на основании приказа об их отчислении. Не возвращенные учащимися и студентами материальные ценности принимаются на забалансовый учет. Истребование такого имущества производится в соответствии со статьей 260 Гражданского кодекса Республики Казахстан от 27 декабря 1994 года;

      06 "Переходящие спортивные призы и кубки" – учитываются переходящие призы, знамена, кубки, учрежденные разными государственными учреждениями и получаемые от них для награждения команд-победителей (в течение всего периода их нахождения в данном государственном учреждении);

      07 "Путевки" – учитываются путевки, полученные безвозмездно от общественных, профсоюзных и других организаций;

      08 "Учебные предметы военной техники" – учитываются все виды оборудования и предметы, находящиеся в тирах, на спортивных стрельбищах, в кабинетах военных дисциплин учебных заведений;

      09 "Активы культурного наследия" – учитываются активы культурного наследия (например, исторические здания и монументы, места археологических раскопок, заповедники и природные охраняемые территории, а также произведения искусства);

      10 "Имущество, обращенное (поступившее) в собственность государства" – учитывается итоговая сумма оцененного имущества, обращенного (поступившего) в собственность государства по отдельным основаниям, предусмотренным статьей 21 Закона Республики Казахстан от 1 марта 2011 года "О государственном имуществе", подтвержденная данными Реестра государственного имущества на отчетную дату.

 

Для учета указанных ценностей применяются следующие забалансовые счета: 

01 «Арендованные активы» – учитываются активы, принятые по договору в операционную аренду, в стоимости, предусмотренной договором на аренду; 

02 «Запасы, принятые на ответственное хранение или оплаченные по централизованному снабжению» – учитываются запасы, принятые государственным учреждением на ответственное хранение, включая спецоборудование, полученное от заказчиков для выполнения научно- исследовательских и конструкторских работ по договорам, а также запасы, оплаченные по централизованному снабжению;

 

 03 «Бланки строгой отчетности» – учитываются находящиеся на хранении и выдаваемые под отчет бланки строгой отчетности (расчетные чековые книжки, квитанционные книжки, аттестаты, дипломы, бланки удостоверений, фирменные бланки государственных учреждений, оплаченные талоны на питание, оплаченные путевки в дома отдыха, санатории и туристические базы, полученные извещения на почтовые переводы, почтовые марки и марки госпошлины) и другие бланки строгой отчетности;

 04 «Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов» – учитывается задолженность неплатежеспособных дебиторов в течение пяти лет с момента признания безнадежной к взысканию в порядке, установленном пунктом 2 статьи 5 Закона Республики Казахстан от 7 марта 2014 года «О реабилитации и банкротстве», списания с баланса для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должников. Суммы, полученные в погашение этой задолженности, восстанавливаются на балансовый счет и признаются как обязательство государственного учреждения перед бюджетом по передаче в доход соответствующего бюджета; 

05 «Задолженность учащихся и студентов за невозвращенные материальные ценности» – учитывается задолженность за учащимися и студентами за невозвращенное ими обмундирование, белье, инструменты и другие ценности. Списание с баланса учебного заведения материальных ценностей, числящихся за выбывшими учащимися и студентами, производится на основании приказа об их отчислении. Не возвращенные учащимися и студентами материальные ценности принимаются на забалансовый учет. Истребование такого имущества производится в соответствии со статьей 260 Гражданского кодекса Республики Казахстан от 27 декабря 1994 года; 

06 «Переходящие спортивные призы и кубки» – учитываются переходящие призы, знамена, кубки, учрежденные разными государственными учреждениями и получаемые от них для награждения команд-победителей (в течение всего периода их нахождения в данном государственном учреждении);

07 «Путевки» – учитываются путевки, полученные безвозмездно от общественных, профсоюзных и других организаций; 

08 «Учебные предметы военной техники» – учитываются все виды оборудования и предметы, находящиеся в тирах, на спортивных стрельбищах, в кабинетах военных дисциплин учебных заведений;

 

 09 «Активы культурного наследия» – учитываются активы культурного наследия (например, исторические здания и монументы, места археологических раскопок, заповедники и природные охраняемые территории, а также произведения искусства);

 

 10 «Имущество, обращенное (поступившее) в собственность государства» – учитывается итоговая сумма оцененного имущества, обращенного (поступившего) в собственность государства по отдельным основаниям, предусмотренным статьей 21 законодательства Республики Казахстан о государственном имуществе, подтвержденная данными Реестра государственного имущества на отчетную дату;

 11 «Задолженность служащих по обучению». На данном счете учитывается задолженность по обучению служащих уполномоченного органа по регулированию, контролю и надзору финансового рынка.

 

*Скачать Сравнительную таблицу к Приказу № 158 можно ЗДЕСЬ

Обсуждения

Пока ни одного комментария, будьте первым!

Авторизация , чтобы оценивать материалы и писать комментарии.