Статьи

Статьи

Авторские материалы портала, включающие в себя материалы, основанные на нормативно-правовых актах Республики Казахстан. Любое использование материала разрешено только с разрешения правообладателя.

Показать все
06 қазан 2023  года 06 қазан 2023 года
Предпринимательство

Терапия бизнес-партнёрства: четыре критерия для поиска подходящего сооснователя в стартап

В закладки

Терапия бизнес-партнёрства: четыре критерия для поиска подходящего сооснователя в стартап

Запуск своего стартапа, особенно для молодых предпринимателей, всегда сопряжён с рисками. Неверная бизнес-стратегия, непредвиденные финансовые траты и, в особенности, недостаточная компетентность могут привести к тому, что дело прогорит и не оправдает ожидания. При этом значительно повысить шансы на успех может кофаундер, или сооснователь, партнёр. Он может внести недостающие компетенции и опыт. Такое мнение выразил в инстервью RB.ru Михаил Крыжановский, CEO и кофаундер Runello GmbH.

Кофаундер может понадобиться, если предприниматель не обладает необходимыми компетенциями, ему нужны финансы или тот, кто сможет их привлечь. Также кофаундер может усилить развитие проекта. Инвестору и стратегу партнёр понадобится для воплощения его идей в реальность.

Поддерживают точку зрения Крыжановского и уже состоявшиеся предприниматели. Так, по словам Вадика Михалёва, сооснователя Orchestra, на встречах с создателями стартапов, которые пока работают соло, часто всплывает потребность в партнёре. “Ещё чаще спрашивают, как понять: кофаундер перед тобой или ключевой сотрудник”, — говорит Михалёв. Он приводит несколько критериев, помогающих понять, кто такой ко-фаундер: 

1. Достаточно взрослый эмоционально и психологически, чтобы идти через неизвестность, стресс, ошибки, потери, лишения и испытания на пути хотя бы 5-10 лет;

2. Предприниматель по натуре: патологически берущий ответственность за бизнес (или его кусок) и проявляющий лидерство; причём видно, что он не может этого не делать (и продолжает делать, даже когда за это не платят);

3. Личность, обладающая уникальными свойствами, критически важными для бизнеса, который вы строите — талант, чуйка, крепкая экспертиза;

4. Человек, глубоко понимающий проблему, которую вы решаете, и проблема зажигает на эмоциональном уровне;

Кофаундер — это всегда какой-то ресурс, который начинающий предприниматель пока не может купить. Поэтому договаривается о равноценном партнёрстве с тем, кто может взять на себя определённую компетенцию самостоятельно. 

Договорённости кофаундеров, их роли и функции быстро трансформируются, как и сам стартап. Поэтому самые главные качества потенциального партнёра — уметь передоговариваться, слышать и находить win-win решения.

Стартап, в котором у сооснователей есть чётко прописанные и соблюдаемые договорённости, вызовет больше доверия у инвесторов, чем тот, в котором отсутствует грамотно построенная культура коммуникации и договорённостей. 

Чтобы оценить, комфортно ли вам развивать компанию с человеком, можно дать друг другу тестовый период, в рамках которого поработать над небольшим проектом, прототипом или же совместно что-то организовать. Перед этим договоритесь, что это сотрудничество ни к чему не обязывает — каждый может в любой момент приостановить работу. 

Еще один формат определения, подойдет ли вам кофаундер — партнёрская сессия. Это беседа, во время которой потенциальные партнёры обсуждают особо важные, базовые вопросы, а также определяют взаимодополняемость компетенций и характеристик. Ее можно проводить вдвоём или с посредником, который не будет занимать ничью сторону.

Есть мнение, что ко-фаундер без опыта психотерапии — это красный флаг. Разберёмся, почему. 

Цель психотерапии — привести человека к самому себе, в эмоциональном и психическом плане. По ходу процесса клиент терапевта учится принимать себя и других, узнаёт, какой он и что ему свойственно, перестаёт (неосознанно) врать себе и другим, овладевает инструментами ментальной саморегуляции, начинает видеть свои паттерны и отделять действия от эмоций, тонко чувствовать других людей, взрослеет и крепнет как личность. 

“Покупая” ко-фаундера без терапевтического опыта, ты покупаешь кота в мешке с клубком нерешённых травм, разнообразными деформациями личности (которые, на первый взгляд, могут подкупать или мерещиться талантами). По сути — это бомба замедленного действия, которая может рвануть в любой важный момент (первый кризис, первые увольнения, первый кассовый разрыв, первый акционерный конфликт и т.д.) — и потом придётся собирать осколки и отношений, и бизнеса”, — подчёркивает Михалёв.

При выборе кофаундера необходимо обращать внимание на ряд критериев. Важно определиться, какие soft и hard skills нужны вашему стартапу, и учитывать не только технические, но и личностные качества партнера. Основные soft skills, которыми должен обладать кофаундер, — это опыт работы в области вашего стартапа, знание бизнес-процессов и управления проектами, аналитические навыки, понимание рынка и клиентской базы. Важные hard skills — это опыт программирования, дизайна, разработки, а также знание различных инструментов и технологий, используемых в вашей отрасли.

Стоит обращать внимание на квалификацию и ответственность. Если вы запускаете стартап и берете друга в кофаундеры, чтобы было веселее или не так страшно, — это путь в яму. Кофаундер должен забрать одну большую зону ответственности (маркетинг, продукт, продажи) и сделать её со 100% отдачей.

Обсуждения

Пока ни одного комментария, будьте первым!

Авторизация , чтобы оценивать материалы и писать комментарии.