Статьи

Статьи

Авторские материалы портала, включающие в себя материалы, основанные на нормативно-правовых актах Республики Казахстан. Любое использование материала разрешено только с разрешения правообладателя.

Показать все
27 мамыр 2021  года 27 мамыр 2021 года
Государственные закупки

Роль экспертной комиссии и эксперта в госзакупках РК

В закладки

На основании Закона Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года № 434-V ЗРК «О государственных закупках" (далее – Закон) субъектами системы государственных закупок являются:

  • потенциальный поставщик
  • поставщик
  • заказчик
  • организатор государственных закупок
  • единый организатор государственных закупок
  • единый оператор в сфере государственных закупок
  • уполномоченный орган
  • эксперт

 

Понятия: экспертная комиссия и эксперт. В каких случаях создаются и привлекаются?

В соответствии с п.2 Ст.27 Закона Организатор государственных закупок вправе образовать экспертную комиссию либо определить эксперта для подготовки экспертного заключения в отношении соответствия товаров, работ, услуг, предлагаемых потенциальными поставщиками, технической спецификации, являющейся неотъемлемой частью конкурсной документации.

 

 При организации и проведении государственных закупок единым организатором государственных закупок заказчик образовывает экспертную комиссию либо определяет эксперта для подготовки экспертного заключения в отношении соответствия товаров, предлагаемых потенциальными поставщиками, технической спецификации, являющейся неотъемлемой частью аукционной документации.

 

Экспертная комиссия – коллегиальный орган, создаваемый организатором государственных закупок либо заказчиком с привлечением экспертов для участия в разработке технического задания и (или) технической спецификации закупаемых товаров, работ, услуг и (или) подготовке экспертного заключения в отношении соответствия предложений потенциальных поставщиков технической спецификации закупаемых товаров, работ, услуг

 

Эксперт – физическое лицо, обладающее специальными и (или) техническими познаниями, опытом и квалификацией в области проводимых государственных закупок, подтверждаемыми соответствующими документами (дипломами, сертификатами, свидетельствами и другими документами), привлекаемое организатором государственных закупок либо заказчиком для участия в разработке технического задания и (или) технической спецификации закупаемых товаров, работ, услуг и (или) подготовке экспертного заключения в отношении соответствия предложений потенциальных поставщиков технической спецификации закупаемых товаров, работ, услуг

 

При этом существуют ограничения в отношении лиц, привлекаемых в качестве эксперта, а именно, установлено, что экспертом не может являться лицо:

      1) заинтересованное в результатах процедур государственных закупок

      2) связанное трудовыми отношениями с заказчиком, организатором государственных закупок, единым организатором государственных закупок либо их подведомственными, дочерними и зависимыми организациями, либо потенциальными поставщиками

      3) являющееся близким родственником, супругом (супругой) или свойственником первых руководителей заказчика, организатора государственных закупок, единого организатора государственных закупок либо их подведомственных, дочерних и зависимых организаций. В случае отсутствия экспертов, соответствующих требованиям, установленным частью третьей настоящего пункта, организатор государственных закупок либо заказчик привлекают государственных служащих соответствующего профиля для работы в качестве экспертов либо иных специалистов, специализация которых соответствует закупаемым товарам, работам, услугам. Государственные служащие привлекаются в качестве экспертов на безвозмездной основе, а иные специалисты привлекаются как на платной, так и на безвозмездной основе по договоренности сторон

Государственные служащие либо иные специалисты, привлекаемые в качестве экспертов, должны соответствовать требованиям с учетом установленных ограничений

Выбор лиц, привлекаемых в качестве экспертов на платной основе, осуществляется в соответствии с настоящим Законом

 

ВАЖНО!   Эксперты не имеют права голоса при принятии конкурсной комиссией решения

 

Теперь обратимся к Приказу Министра финансов Республики Казахстан от 11 декабря 2015 года № 648 «Об утверждении Правил осуществления государственных закупок» (далее – Правила):

При организации и проведении государственных закупок способом конкурса организатор образовывает экспертную комиссию либо определяет эксперта для подготовки экспертного заключения в отношении соответствия товаров, работ, услуг, предлагаемых потенциальными поставщиками, технической спецификации, являющейся неотъемлемой частью конкурсной документации (п.73 Правил)

Решение о создании экспертной комиссии либо о привлечении эксперта принимается первым руководителем организатора, либо лицом, исполняющим его обязанности, либо руководителем бюджетной программы либо лицом, исполняющим его обязанности

 

Заказчик при необходимости утверждает экспертную комиссию либо эксперта для подготовки экспертного заключения в отношении соответствия товаров, работ, услуг, предлагаемых потенциальными поставщиками, технической спецификации, являющейся неотъемлемой частью конкурсной документации, при закупках:

  • по перечню товаров, работ, услуг, определяемому уполномоченным органом, путем создания совместных с заказчиком конкурсных комиссий (аукционных комиссий)
  • по заявкам заказчиков на приобретение товаров, работ, услуг, не включенных в перечни товаров, работ, услуг, определяемым уполномоченным органом, путем создания совместных с заказчиком конкурсных комиссий (аукционных комиссий). Данный подпункт применяется при условии согласия единого организатора государственных закупок с проведением таких государственных закупок

Решение о создании экспертной комиссии принимается первым руководителем заказчика либо лицом, исполняющим его обязанности, либо руководителем бюджетной программы либо лицом, исполняющим его обязанности

 

Единый организатор утверждает экспертную комиссию либо эксперта для подготовки экспертного заключения в отношении соответствия товаров, работ, услуг, предлагаемых потенциальными поставщиками, технической спецификации, являющейся неотъемлемой частью конкурсной документации, при закупках  по перечню товаров, работ, услуг, определяемому уполномоченным органом, путем объединения однородных товаров, работ, услуг в один лот, независимо от места их поставки (выполнения, оказания)

Решение о создании экспертной комиссии принимается первым руководителем единого организатора либо лицом, исполняющим его обязанности

 

ВНИМАНИЕ! При организации и проведении государственных закупок работ, где вместо технической спецификации, являющейся неотъемлемой частью конкурсной документации, конкурсная документация содержит проектно-сметную документацию, прошедшую экспертизу в соответствии с законодательством, экспертная комиссия не создается, эксперт не привлекается (п.74 Правил)

 

До начала проведения конкурса члены конкурсной комиссии, секретарь конкурсной комиссии, а также экспертная комиссия либо эксперт ознакамливаются с утвержденным проектом конкурсной документацией и приложениями к ней

 

Членами экспертной комиссии являются:

  • Председатель
  • Заместитель председателя
  • Другие члены экспертной комиссии.

 

Во время отсутствия председателя его функции выполняет заместитель председателя. Общее количество членов экспертной комиссии должно составлять нечетное число и быть не менее трех человек

 

Экспертное заключение

При организации и проведении государственных закупок способом конкурса экспертная комиссия либо эксперт дают экспертное заключение на предмет соответствия предлагаемых потенциальными поставщиками товаров, работ, услуг требованиям конкурсной документации и не имеют права голоса при принятии конкурсной комиссией решения

 

Заключение экспертной комиссии либо эксперта обязательно учитывается конкурсной комиссией только в том случае, если оно составлено в пределах требований, предусмотренных конкурсной документацией

Экспертное заключение подписывается членами экспертной комиссии либо экспертом, в случае определения эксперта без создания экспертной комиссии, и прилагается к протоколу предварительного допуска к участию в конкурсе, к протоколу об итогах государственных закупок на веб-портале в форме электронной копии документа, заверенного электронной цифровой подписью секретаря конкурсной комиссии

ВАЖНО! К заключению эксперта обязательно прикладываются документы, подтверждающие квалификацию эксперта (диплом об образовании, сертификат, аттестат либо иной документ)

Определение экспертной комиссией на предмет соответствия предлагаемых потенциальными поставщиками товаров, работ, услуг требованиям конкурсной документации осуществляется открытым голосованием и считается принятым, если за него подано большинство голосов от общего количества членов экспертной комиссии

В случае равенства голосов, принятым считается решение, за которое проголосовал председатель экспертной комиссии или, в случае его отсутствия, заместитель председателя

В случае несогласия с заключением экспертной комиссии, любой член данной экспертной комиссии имеет право на особое мнение, которое прилагается к заключению экспертной комиссии и размещается на веб-портале

В случае отсутствия подписи какого-либо члена экспертной комиссии к соответствующему экспертному заключению секретарем конкурсной комиссии на веб-портале размещается документ или информация, содержащие причину отсутствия подписи

 

ВАЖНО! В случае отсутствия заключения экспертной комиссии или эксперта нижеуказанные  критерии конкурсной комиссией не применяются (п.167 Правил):

В случае, если функциональные характеристики товаров в технической спецификации, предложенной потенциальными поставщиками в заявке на участие в конкурсе, превышают пределы возможностей товаров, установленных в технической спецификации конкурсной документации, конкурсная комиссия устанавливает ноль целых пять десятых процента (0,5 %) за каждую возможность. Суммарное процентное влияние на условную цену заявки на участие в конкурсе данного критерия не превышает трех процентов (3 %)

В случае, если технические характеристики товаров в технической спецификации, предложенной потенциальными поставщиками в заявке на участие в конкурсе, превышают (улучшают) параметры товаров, установленных в технической спецификации конкурсной документации, конкурсная комиссия устанавливает ноль целых пять десятых процента (0,5 %) за каждый превышенный параметр. Суммарное процентное влияние на условную цену заявки на участие в конкурсе данного критерия не должно превышать трех процентов (3%)

В случае, если качественные характеристики товаров в технической спецификации, предложенной потенциальными поставщиками в заявке на участие в конкурсе, превышают (улучшают) требования и назначение товара которые установлены в технической спецификации конкурсной документации, конкурсная комиссия устанавливает пять процентов (5%) за данную характеристику

В случае, если эксплуатационные характеристики товаров (срок эксплуатации, условия транспортировки, хранения, расходы на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт), установленных в технической спецификации, предложенной потенциальными поставщиками в заявке на участие в конкурсе, превышают (улучшают) условия, установленные в технической спецификации конкурсной документации, конкурсная комиссия устанавливает ноль целых пять десятых процента (0,5 %) за каждое превышенное условие. Суммарное процентное влияние на условную цену заявки на участие в конкурсе данного критерия не должно превышать трех процентов (3%)                            

Обсуждения

Пока ни одного комментария, будьте первым!

Авторизация , чтобы оценивать материалы и писать комментарии.