Новости и публикации
Всегда актуальная и полезная информация о событиях в разных сферах деятельности.
Сертификаты «СТ-KZ» и индустриальные сертификаты исключаются на территории РК
Главой государства подписан Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам определения страны происхождения товаров».
Первым блоком поправок внедрен Реестр казахстанских товаропроизводителей как объект информационно-коммуникационной инфраструктуры «электронного правительства», содержащий сведения о казахстанских товаропроизводителях и производимых ими товарах. Товаропроизводителям, включенным в Реестр, будут доступны меры государственной поддержки и обеспечен доступ к госзакупкам и закупкам субъектов квазигосударственного сектора.
В связи с введением Реестра исключены сертификаты СТ-KZ и индустриальные сертификаты, ранее использовавшиеся для подтверждения происхождения товара, а также административная ответственность за нарушение порядка при выдачи акта экспертизы.
Второй блок поправок направлен на дальнейшее совершенствование института внутристрановой ценности. В этих целях установлена обязанность крупных заказчиков утверждать и реализовывать программы развития внутристрановой ценности в соответствии с правилами, утверждаемыми Правительством.
Введен новый вид договора, направленный на развитие промышленности – договор гарантированного закупа. По таким договорам предприятие обрабатывающей промышленности обязуется обеспечить поставку гарантированного объема товаров, произведенных на имеющихся производственных мощностях, на долгосрочной основе.
Третий блок поправок предусматривает внедрение и ведение Общего классификатора товаров, работ и услуг, обеспечивающего единую систему классификации товаров, работ и услуг через систематизацию кодов и наименований. Основными положительными эффектами от внедрения являются: унификация всех классификаторов; достаточная детализация видов и характеристик товаров и услуг для всех отраслей; прослеживаемость товарооборота; единая номенклатура; возможность корректной классификации и сквозной идентификации прослеживаемости товаров; минимизация теневой экономики.
Источник: Официальный сайт Президента Республики Казахстан
С 31.05.2025 года в Закон Республики Казахстан от 27 декабря 2021 года «О промышленной политике» введены следующие положения:
Статья 51-1. Порядок формирования реестра казахстанских товаропроизводителей
1. Формирование реестра казахстанских товаропроизводителей (далее – реестр) осуществляется в соответствии с правилами ведения реестра казахстанских товаропроизводителей и состоит из следующих этапов:
1) подача заявки через личный кабинет пользователя на веб-портале объекта информационно-коммуникационной инфраструктуры «электронного правительства»;
2) цифровая верификация;
3) оценка производства;
4) принятие решения уполномоченным органом в области государственного стимулирования промышленности о включении либо невключении в реестр.
2. При подаче заявки представляются:
1) согласие на сбор и обработку информации в соответствии с законодательством Республики Казахстан о персональных данных и их защите;
2) согласие на предоставление доступа к производственному объекту для оценки производства и осуществления мониторинга;
3) согласие на принятие обязательств по установлению системы видеонаблюдения на производственном объекте, предоставление удаленного доступа уполномоченному органу в области государственного стимулирования промышленности к просмотру видеоинформации для осуществления мониторинга;
4) сведения, подтверждающие выполнение заявленных условий производства, производственных и технологических операций, включая видеоматериал, отображающий (подтверждающий) заявленный технологический процесс производства товара.
3. После подачи заявки осуществляется цифровая верификация по критериям, определенным правилами ведения реестра казахстанских товаропроизводителей, подтверждающим производственную деятельность.
Сведения, необходимые для включения в реестр, формируются объектом информационно-коммуникационной инфраструктуры «электронного правительства».
Результаты цифровой верификации направляются заявителю в личный кабинет пользователя на веб-портале объекта информационно-коммуникационной инфраструктуры «электронного правительства».
В случае отрицательного результата цифровой верификации решение должно содержать мотивированный ответ с обоснованиями.
4. При оценке производства уполномоченным органом в области государственного стимулирования промышленности с привлечением отраслевых государственных органов, отраслевых ассоциаций (союзов) осуществляется проверка выполнения заявленных условий производства, производственных и технологических операций на основании сведений, подтверждающих выполнение заявленных условий производства, производственных и технологических операций, включая видеоматериал, отображающий (подтверждающий) заявленный технологический процесс производства товара.
При этом заявленные заявителем производственные и технологические операции должны соответствовать минимальному порогу производственных и технологических операций.
5. При невозможности оценки производства на основании сведений, заявленных заявителем согласно пункту 2 настоящей статьи, уполномоченным органом в области государственного стимулирования промышленности с привлечением отраслевых государственных органов, отраслевых ассоциаций (союзов) осуществляется выездная инспекция.
Привлечение представителей отраслевых ассоциаций (союзов) для участия в выездной инспекции носит добровольный характер и осуществляется на безвозмездной основе.
По итогам выездной инспекции составляется акт оценки производства.
6. При положительном результате оценки производства заявитель включается в реестр уполномоченным органом в области государственного стимулирования промышленности.
При отрицательном результате оценки производства автоматически направляется мотивированный ответ с обоснованиями в личный кабинет пользователя на веб-портале объекта информационно-коммуникационной инфраструктуры «электронного правительства».
Субъект предпринимательства вправе повторно подать заявку для включения в реестр после устранения выявленных несоответствий.
7. Заявитель несет ответственность, установленную законами Республики Казахстан, за достоверность представленных сведений, указанных в заявке.
8. Подтверждением нахождения казахстанского товаропроизводителя в реестре является выписка из реестра, которая должна содержать сведения о казахстанском товаропроизводителе, производимом им товаре с указанием сведений о нем и доле внутристрановой ценности.
9. При включении в реестр казахстанских товаропроизводителей, производящих товары, полностью произведенные на территории Республики Казахстан, оценка производства не требуется.
10. Требования настоящей статьи не распространяются на казахстанских производителей программного обеспечения и регламентируются статьей 51-2 настоящего Закона.
Статья 51-2. Порядок включения и исключения производителей программного обеспечения из реестра
1. К товарам казахстанского происхождения приравнивается программное обеспечение, произведенное на территории Республики Казахстан и включенное в реестр доверенного программного обеспечения и продукции электронной промышленности в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
2. Порядок подтверждения казахстанского производителя программного обеспечения для включения в реестр определяется уполномоченным органом в сфере информатизации.
3. Уполномоченный орган в сфере информатизации ежеквартально проводит мониторинг казахстанских производителей программного обеспечения, находящихся в реестре, и уведомляет о его результатах уполномоченный орган в области государственного стимулирования промышленности.
4. Включение и исключение казахстанских производителей программного обеспечения из реестра осуществляются уполномоченным органом в области государственного стимулирования промышленности на основании уведомления уполномоченного органа в сфере информатизации.
5. Казахстанские производители программного обеспечения в течение тридцати календарных дней со дня исключения из реестра вправе обжаловать уведомление в уполномоченный орган в сфере информатизации.
Статья 51-3. Товары, полностью произведенные на территории Республики Казахстан
1. Товарами, полностью произведенными на территории Республики Казахстан, являются:
1) природные ресурсы (полезные ископаемые и минеральные ресурсы, водные, земельные ресурсы), добытые из недр Республики Казахстан, на ее территории либо в ее территориальном море (иных внутренних водоемах) или с ее дна либо из атмосферного воздуха на территории Республики Казахстан;
2) сельскохозяйственная продукция, произведенная в Республике Казахстан;
3) лом и отходы цветных и черных металлов, собранные или образованные на территории Республики Казахстан.
2. Сведения о лицензиях или контрактах на добычу твердых полезных ископаемых в соответствии с законодательством Республики Казахстан о недрах и недропользовании, за исключением общераспространенных полезных ископаемых, лома и отходов цветных и черных металлов, собранных или образованных на территории Республики Казахстан, представляются для включения в реестр уполномоченным органом в области твердых полезных ископаемых.
3. Сведения о контрактах на добычу углеводородов или урана в соответствии с законодательством Республики Казахстан о недрах и недропользовании представляются для включения в реестр уполномоченным органом в области углеводородов.
4. Сведения о лицензиях или контрактах на добычу общераспространенных полезных ископаемых в соответствии с законодательством Республики Казахстан о недрах и недропользовании представляются для включения в реестр местными исполнительными органами области, города республиканского значения, столицы.
5. Сведения о сельскохозяйственной продукции, произведенной на территории Республики Казахстан, представляются для включения в реестр уполномоченным органом в области развития агропромышленного комплекса.
6. Сведения о разрешениях на осуществление деятельности по сбору (заготовке), хранению, переработке и реализации лома и отходов цветных и черных металлов в соответствии с Законом Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях» представляются для включения в реестр местными исполнительными органами.
7. Сведения о товарах, полностью произведенных на территории Республики Казахстан, вносятся в реестр уполномоченным органом в области государственного стимулирования промышленности на основании сведений, представленных согласно пунктам 2, 3, 4, 5 и 6 настоящей статьи.
Статья 51-4. Мониторинг реестра
1. После включения казахстанского товаропроизводителя в реестр уполномоченным органом в области государственного стимулирования промышленности с периодичностью не менее одного раза в квартал осуществляется мониторинг посредством цифровой верификации.
2. По итогам мониторинга в случае выявления несоответствий критериям, определенным пунктом 3 статьи 51-1 настоящего Закона, направляется уведомление в личный кабинет пользователя на веб-портале объекта информационно-коммуникационной инфраструктуры «электронного правительства» о необходимости устранения выявленных несоответствий.
В случае неустранения выявленных несоответствий казахстанский товаропроизводитель исключается из реестра.
Статья 51-5. Апелляционная комиссия
1. Возражения, жалобы казахстанских товаропроизводителей по исключению из реестра по результатам мониторинга посредством цифровой верификации рассматриваются апелляционной комиссией.
2. Состав и положение об апелляционной комиссии утверждаются уполномоченным органом в области государственного стимулирования промышленности.
3. Возражения, жалобы казахстанских товаропроизводителей подаются в апелляционную комиссию в течение тридцати рабочих дней со дня исключения из реестра.
4. Апелляционная комиссия принимает решение по представленным возражению, жалобе посредством запроса необходимых документов и (или) проведения заслушивания, и (или) проведения выездной комиссии.
5. Апелляционная комиссия по результатам рассмотрения возражения, жалобы выносит одно из следующих решений:
о полном или частичном удовлетворении возражения, жалобы;
об отказе в удовлетворении возражения, жалобы с обоснованием принятия такого решения.
6. Решение апелляционной комиссии выносится в письменном виде и является обязательным для исполнения уполномоченным органом в области государственного стимулирования промышленности.
7. Решение апелляционной комиссии может быть обжаловано в суд.
8. При удовлетворении возражения, жалобы казахстанский товаропроизводитель, подавший такие возражение, жалобу, включается в реестр уполномоченным органом в области государственного стимулирования промышленности без прохождения этапов, предусмотренных статьей 51-1 настоящего Закона.
Статья 51-6. Исключение из реестра
Исключение казахстанского товаропроизводителя из реестра осуществляется уполномоченным органом в области государственного стимулирования промышленности на основании:
1) результатов цифровой верификации при проведении мониторинга реестра;
2) результатов мониторинга производителей программного обеспечения;
3) заявления казахстанского товаропроизводителя об исключении из реестра.
В случае ликвидации юридического лица в соответствии с законодательством Республики Казахстан или реорганизации юридического лица, за исключением реорганизации в форме преобразования, исключение казахстанского товаропроизводителя из реестра осуществляется автоматически.
При реорганизации вновь созданное юридическое лицо подает заявку для включения в реестр повторно.
Казахстанские товаропроизводители, исключенные из реестра, имеют право повторной подачи заявки для включения в реестр в соответствии со статьей 51-1 настоящего Закона.
Статья 51-7. Условия производства, производственные и технологические операции
1. Производственными и технологическими операциями являются переработка, обработка сырья или материала, а также сборка материала, целью которых является получение товара.
2. Условия производства должны содержать одно или несколько критериев:
производство товара из определенного вида сырья и (или) комплектующих материалов;
испытание продукции;
наличие нормативно-технических или разрешительных документов.
3. Условия производства, производственные и технологические операции разрабатываются и утверждаются уполномоченным органом в области государственного стимулирования промышленности по согласованию с отраслевыми государственными органами.
Отраслевые государственные органы в пределах своей компетенции участвуют в разработке условий производства, производственных и технологических операций.
Условия производства, производственные и технологические операции должны содержать сведения об установленных на территории Республики Казахстан производственных и технологических операциях, а также о минимальном пороге производственных и технологических операций для каждого товара.
4. При внесении изменений и (или) дополнений в условия производства, производственные и технологические операции производства товара не допускается установление более благоприятных условий производства, чем были установлены ранее.
Статья 68 дополнена частями второй и третьей следующего содержания:
Установить, что сертификаты о происхождении товара формы «СТ-KZ» и индустриальные сертификаты, выданные до введения в действие статей 51-1, 51-2, 51-3, 51-4, 51-5, 51-6 и 51-7 настоящего Закона, а также все связанные с ними акты государственных органов Республики Казахстан сохраняют свое действие до 1 января 2026 года.
Установить, что выдача сертификатов о происхождении товара формы «СТ-KZ» и индустриальных сертификатов осуществляется до 1 января 2026 года. Такие сертификаты о происхождении товара формы «СТ-KZ» и индустриальные сертификаты, а также все связанные с ними акты государственных органов Республики Казахстан сохраняют свое действие до 1 января 2026 года.