Статьи

Авторские материалы портала, включающие в себя материалы, основанные на нормативно-правовых актах Республики Казахстан. Любое использование материала разрешено только с разрешения правообладателя.

29 қыркүйек 2023 года

Битва за бизнес: почему в США популярна модель, где владельцев франшизы жёстко отбирают, но при этом у них почти нет прав

Обсудить

Битва за бизнес: почему в США популярна модель, где владельцев франшизы жёстко отбирают, но при этом у них почти нет прав

Франшиза — это право вести деятельность под именем чужого бренда и использовать его технологии, которое можно купить. На практике это означает, что уже существующая компания “берёт под крыло” предпринимателя и разрешает ему вести бизнес от лица торговой марки. Продавца франшизы называют франчайзер, покупателя – франчайзи, а такую модель бизнеса в целом — франчайзингом.

В Америке франчайзи принадлежат большинство ресторанов быстрого питания. Вместо того, чтобы покупать и обустраивать новую недвижимость на собственные деньги, сетевые рестораны предлагают третьей стороне развивать ресторан и получать долю в бизнесе в обмен на часть выручки. 

Индустрия питания — самая конкурентная отрасль бизнеса; она также имеет самое большое количество инвестиций, самый высокий процент неудач и самую низкую доходность. Согласно ежегодным отчётам сетей ресторанов быстрого питания, коэффициент доходности у них совсем небольшой: от менее 1% (Pizza Hut) до 13% (KFC).

К примеру, покупка и развитие бизнеса по франшизе McDonald’s или KFC может стоить франчайзи до $2 млн. Но есть исключение: развитие ресторана сети Chick-fil-A, одной из старейших, крупнейших и наиболее прибыльных фастфуд-сетей в Америке, обойдётся всего в $10 тысяч.

Почему франшиза Chick-fil-A такая дешёвая? В этом разбирались авторы издания The Hustle. Их статью перевели VC.ru

Автор обращает внимание на отличия Chick-fil-A от остальных компаний, таких, как McDonald’s или KFC:

 

  • Активы франчайзи не имеют значения.
  • Очень низкий размер комиссии за передачу франшизы ($10 тысяч).
  • Низкий размер суммарного первоначального капиталовложения ($10 тысяч, значительно ниже, чем у других компаний).
  • Ставка роялти намного выше, чем у других компаний.


Для сравнения, в среднем чистая стоимость активов заявителя на право покупки франшизы в США должна составлять минимум $1 млн (половина которых должна быть ликвидной). Если заявку одобрили, первым делом франчайзи оплачивает комиссию за передачу франшизы — единовременную предоплату за право вести бизнес с той или иной компанией. В зависимости от бренда размер комиссии составляет от $15 тысяч (Subway) до $50 тысяч (Burger King).

Однако основную часть расходов составляют подготовительные работы, такие как приобретение недвижимости, строительство, покупка оборудования и инвентаря, а также проведение инвентаризации и других необходимых мероприятий до открытия ресторана. Плата за франшизу, в свою очередь, составляет лишь небольшую долю от общей суммы затрат. Финансовая ответственность за это лежит на франчайзи. 

Chick-fil-A, в отличие от франчайзи, покрывает все расходы, связанные с открытием нового ресторана, включая суммы от $343 тысяч до $2 млн. Франчайзи, в свою очередь, оплачивает только комиссию. Именно поэтому ставка роялти так высока. В то время как KFC берёт всего 5% от выручки, Chick-fil-A берет 15% от выручки, а также 50% от чистой прибыли. 

Почему Chick-fil-A выбрала такую модель? Это связано с тем, что выручка каждого их ресторана, в среднем за год, составляет $4,2 млн. Этот показатель является самым высоким среди всех сетей быстрого питания в Америке, в то время как KFC имеет выручку $1,2 млн, а McDonald's - $2,8 млн. Важно отметить, что все рестораны Chick-fil-A не работают по воскресеньям. Исходя из этих данных, 15% роялти могут составлять до $600 тысяч в год, без учёта дополнительных 50% от прибыли.

Согласно данным Chick-fil-A, около 60 тысяч человек ежегодно подают заявку на покупку франшизы. Одобряют при этом в среднем 80 человек. С показателем принятия 0,13% стать франчайзи Chick-fil-A сложнее, чем попасть в Стэнфорд (4,8%), получить работу в Google (0,23%) или Секретной службе (1%)

Какова цена франшизы

Журналисты Hustle исследовали данные 22 самых популярных американских сетей быстрого питания, чтобы получить представление о том, что ожидает владельцев франшиз с точки зрения инвестиций, обучения и вознаграждения. 

Они поговорили с дюжиной из них, чтобы получить представление о процессе.

Репортёры обнаружили, что многие ресторанные франшизы высшего уровня требуют от потенциальных владельцев пройти несколько раундов собеседований, часто в рамках подачи заявления они пишут эссе. Владельцы должны быть готовы посвящать работе 60 часов каждую неделю, а также демонстрировать способность “решать” любые возникающие повседневные проблемы. Хотя они получают часть (5 – 7%) дохода от ведения бизнеса, у них нет никакой доли или прав собственности; всё принадлежит исключительно компании. Более того, некоторым запрещено принимать участие в других бизнесах. 

Грубо: франчайзи в этом случае — не бизнесмен, а менеджер.

Люди, владеющие несколькими франшизами, могут зарабатывать миллионы. Но исследование, опубликованное Franchise Business Review, показало, что 51% франшиз индустрии питания зарабатывают менее $50 тысяч в год и всего лишь 7% зарабатывают $250 тысяч.



 

Предпринимательство
Написать комментарий